Главная · Статьи · Ссылки · Все УЖД сайта · Схемы ж. д. России · О ПРОЕКТЕThursday, January 18, 2018
Навигация
Главная
Статьи
Ссылки
Фотогалерея
Форум
Контакты
Города
Ж/д видео
Все УЖД сайта
Условные обозначения
Литература
Схемы ж. д. России
О ПРОЕКТЕ
Сейчас на сайте
Гостей: 1
На сайте нет зарегистрированных пользователей

Пользователей: 146
Не активированный пользователь: 0
Посетитель: ed4mk
Анжерка

Анжерка

Павел В. Кашин

Дождь не унимался. Осень в Кузбассе оказалась такой же нудной, как и в средней полосе России. Только там снег ещё, видать, не скоро с неба посыплется, а здесь его уже ждали со дня на день. «Скорей бы уж, подумалось, – лучше уж снег, чем этот монотонный дождь!»

Вдоволь насмотревшись центральных и местных телевизионных программ, я всё-таки преодолел свою лень и вышел на улицу, прихватив фотоаппарат. «Долго рассиживался, блин! Зря!» – мысленно ругал я себя. Да, поздней осенью и так темнеет рано, а тут ещё и шибко пасмурная погода стоит. Но выйти раньше после трудового командировочного дня у меня совсем уж не было сил.

Как уже поняли читатели, судьба в очередной раз занесла меня в командировку. Спустя 7 лет я опять посетил 42-й российский регион, Кемеровскую область. Но на этот раз её северную часть, где находится городок с удивительным названием Анжеро-Судженск. Двойное имя придаёт, на мой взгляд, некую респектабельность, принадлежность к чему-то элитарному. Сравните, например, как звучит фамилия «Иванов» (ничего личного!) или какой-нибудь «Иванов-Крамской»? Почувствовали разницу? То-то!

По традиции немного сведений общего плана. Город Анжеро-Судженск расположен в 115 км к северу от областного центра (г. Кемерово) в Кузнецкой котловине. Своим появлением он обязан двум событиям, произошедшим практически одновременно. Во-первых, через эти места пролегла Великая Транссибирская ж/д магистраль. На ней в числе прочего были обустроены станция Судженка, названная по имени расположенного неподалёку села, а также разъезд Анжерский. Во-вторых, здесь были открыты залежи каменного угля. В 1896 году на Судженском месторождении начата проходка нескольких крупных по тому времени шахт. Три года спустя единоличным хозяином копи становится Лев Александрович Михельсон – молодой и удачливый адвокат. В отличие от Судженских, Анжерские угольные копи были государственными. Промышленная разработка началась здесь в 1898 году с 8,3 тысячи тонн. Перед Первой мировой войной добыча велась на четырех шахтах, еще на трех шли подготовительные работы. В военном 1915 году Анжерские и Судженские шахты выдавали на-гора 92% от всей добычи угольных предприятий Кузнецкого края.

Постепенно оба шахтёрских посёлка, Анжерка и Судженка, сильно разрослись, и в 1928 году их объединили в один – Анжеро-Судженский. Спустя три года, 03.07.1931 г., постановлением ВЦИК ему был присвоен городской статус. Таким образом, современное название города происходит от реки Анжерьи и бывшего села Судженское. Есть мнение, что имя селу дали выходцы из Курской губернии, где есть река и город Суджа. Ежегодно, начиная с 1981 г. (50-летний юбилей), в первые выходные июля в Анжеро-Судженске проводятся празднования Дня города.

Объём добываемого угля вырос во время Великой Отечественной войны. В общей сложности за четыре тяжелых года анжерскими шахтерами добыто 15 млн 302 тыс. тонн этого полезного ископаемого. Кроме того, городская промышленность интенсивно развивалась за счёт эвакуированных из центральной части страны промышленных предприятий. Выросло и число жителей. Помимо «гражданского» населения долгие годы вокруг шахт размещались колонии для ссыльных и спецпоселенцев. Одна «зона» существует и поныне.
Население города в разные годы составляло:
– 115,6 тыс. чел. – в 1959 г.
– 105,1 тыс. чел. – в 1979 г.
– 106,4 тыс. чел. – в 1992 г.
По данным последней переписи населения (2004 г.), в Анжеро-Судженске живут 90,5 тысяч человек. Современный Анжеро-Судженск является одним из крупнейших центров угледобычи Кузбасса, а также имеет ряд крупных промышленных предприятий, перечислять которые в данном материале смысла не имеет.

Как и положено, город имеет свой герб. Существует такое его описание:
«В рассеченном на зеленое и красное поле – две золотые зубчатые двухъярусные башни, соединенные зубчатой стеной того же металла, стоящие на положенном вверх тетивой серебряном луке; между башнями – черный, окаймленный серебром камень (о четырех округлых и четырех острых видимых выступах) с исходящим вверх золотым пламенем. Щит увенчан муниципальной короной установленного образца…»

Город, проходя почти точно с запада на восток, на две равные части делит Транссибирская магистраль. В черте Анжеро-Судженска расположены треугольником три станции: Анжерская (3596 км от Москвы, ж/д вокзал), Анжерская-Западная и Челы. Последняя – на линии, отходящей от Транссиба и ведущей через региональный центр на юг области. Участок этой дороги от ст. Анжерская до ст. Барзас был открыт относительно недавно. На станции Анжерская (её, как и сам город, местные зовут просто Анжерка) останавливаются несколько проходящих пассажирских поездов. Электропоезда приписки депо Тайга могут доставить вас до регионального центра (на юг), в Тайгу (на запад) или на восток – в Мариинск. Рейсов одинаковое количество: по 3–4 пары поездов в сутки. Вокзал недавно пережил второе рождение. Связано это было с благоустройством города в целом, но об этом чуть позднее. Напротив ж/д вокзала – автостанция. Почти каждый час с 6.30 до 17.00 можно уехать в Кемерово. Имеются рейсы в соседние Яю и Ижморский. Стоимость проезда в областной центр 85 руб. (октябрь 2008 г.). Время в пути – 2 часа. Оно распределяется так: 15 минут на выезд из Анжерки, 40 минут плутания по улицам и пробкам Кемерово в поисках автовокзала. Ну а остальное – собственно езда по трассе. Вернёмся в Анжеро-Судженск.

Основные административные здания, Центральный дом культуры и единственная в городе гостиница, расположены в северной части города, на ул. Ленина. К слову, гостиница «Анжерская» оказалась весьма приличной для такого маленького городка. Пусть евроремонтом в номерах и не пахнет, а скорее наоборот. В моём номере присутствовал ни с чем не сравнимый дух совковой гостиницы. Он не испарялся даже после многочисленных проветриваний! Но в коридоре обнаружился современный кулер, а номера оборудованы всем необходимым. Пожалуй, кроме телефона. И всё это за приемлемые деньги. Покушать можно внизу, в ресторане с милым названием «Уголёк». (Кстати, а какой уголёк имеется в виду? Если добываемый в округе уголь – это понятно. А может быть, пережаренная на гриле пища? Но это шутка!)

Я стоял под мелким монотонным дождём на этой самой улице имени вождя пролетариата в ожидании автобуса. Нет, ехать я никуда не собирался, а вот заснять местный горпасстранспорт на память не мешало бы. Сразу же обратила на себя внимание неимоверная чистота улиц, явно недавно приведённых в благостное состояние. Особенно порадовали уличные светофоры, размещённые на ярких оранжевых столбах уникальной конструкции. До того я уже успел оценить таковые в региональном центре. Потом видел их и на улицах других населённых пунктов региона.

Как выяснилось из разговора с местными жителями, нынешняя политика региональных властей заключается в последовательном восстановлении цивилизованного облика Кузбасских городов. И реализуется она следующим простым и вместе с тем гениальным образом. Всеобъемлющим праздником Кузбасса является День шахтёра. Объяснять, почему, думаю, смысла не имеет. В последние годы центром празднования, своеобразной праздничной столицей свыше назначается один из городов региона. В него осуществляются денежные вливания, дабы привести улицы и фасады домов в надлежащий вид. Ну, а всё остальное (после праздника) зависит уже от местных властей и жителей, конечно. В Анжеро-Судженске горожане явно бережно относятся к последствиям «своего» Дня шахтёра. Это я в полной мере осознал. Центр буквально вылизан. Кругом урны, да и вообще ничего мусорного на каменных плитах тротуаров не валяется! Вспомнилась фраза из Высоцкого: «Здесь гуляю и плюю только в урны я…» Да-да… именно так я и поступал, уж поверьте.

И поведение автомобилистов было для меня, мягко говоря, странным. Завидев человека на/около пешеходной «зебры», ВСЕ без исключения начинают тормозить метров за сто, не меньше. Я за неделю так и не отвык метаться. То стоял в ожидании (как в Москве!), пока в череде машин появится «просвет», то нервно перебегал дорогу, увидев, что вереница авто, притормозив, ждала, пока странный пешеход всё-таки соизволит пересечь проезжую часть! Но любой пешеход в городе будет неласково «обсигнален» всякий раз, когда вздумает переходить дорогу в неположенном месте!
В общем, анжерцы блюдут принципы культурного поведения, что не может не вызывать уважения!

Обзавёлся город своими «гиперпуперсупермаркетами». Один распложен на всё той же улице Ленина. Я решил посетить его в режиме экскурсии, а заодно и прикупить «полторашку» питьевой воды. Странный маркетинговый ход: для того чтобы попасть в продуктовый отдел на первом этаже, мне пришлось подняться на травалаторе (бесступенчатом эскалаторе) на второй этаж. Я прошёл кучу мелких магазинчиков, затем обширный вещевой отдел и только потом в самом углу обнаружил спуск вниз! В общем, «из Москвы в Сочи через Владивосток». Неудивительно, что по вечерам у касс частенько возникают перепалки между охраной и ретивыми покупателями, не согласными каждый раз из-за бутылочки пивка и пачки плавленого сырка совершать такой продолжительный моцион.

Я отдал предпочтение магазину напротив, где и затаривался едой все последующие дни. Странное дело: по вечерам у его дверей постоянно тусовалась молодёжь. Нет, они не клянчили у прохожих «денюжку на хлебушко», не распивали на ступеньках спиртное (по крайней мере явно!) и не выказывали никакой агрессии. Как я понял по обрывкам фраз, это были просто встречи горожан: перетереть новости, построить планы, перемыть кому-то косточки. Эдакая «городская завалинка».

Так что там у нас с горпасстранспортом? Традиционно для города такого уровня он представлен автобусами и маршрутными такси. Автобусные маршруты (см. прилагаемую схему) обслуживаются исключительно автобусами «НефАЗ» с «городской» компоновкой кузова. Они мне неотвязно напоминают «ЛиАЗ-5256», наверное, не без оснований. Стоимость проезда – 7 руб. (октябрь 2008 г.), оплата кондуктору в процессе поездки. Часть машин «украшена» рекламой, на части гордо красуется во весь борт надпись: «Губернаторская программа «Транспорт». Почти каждая крупная остановка оснащена большим щитом с расписанием движения. (Исключением почему-то оказался ж/д вокзал.) Не сверял по часам, но, по-моему, оно строго соблюдается. Упомянутые «ЛиАЗы» стандартной для Москвы белой с зелёными полосами окраской кузова нет-нет, да и мелькнут на городских улицах. Но, как я понял, все они ведомственные и служат для развозки по домам сотрудников. Что же касается схемы движения… Конечно, у меня не было времени изучать самостоятельно всю сеть. Выход нашёлся быстро, а главное неожиданно. В салонах автобусов на стенке кабины водителя имеется схема городских маршрутов. Мне оставалось только выпросить у кого-то лишний экземплярчик, переснять или перерисовать её.

– Автобус идёт только до диспетчерской! – объявил водитель.
Я ехал в гостиницу после очередного трудового дня. «О! Диспетчерская! А это мысль…» – подумал я и не вышел на своей остановке. «Диспетчерская» оказалась следующей. На обширной асфальтированной площадке размещено несколько остановочных павильонов. Чем обусловлено размещение пересадочного узла именно в этой части города, не знаю, но диспетчерская там и вправду имелась.

– Нет у нас никакой схемы! – грозно ответила на мою просьбу дородная диспетчерша, не переставая одновременно говорить и со мной, и по сотовому, – на автобазу поезжайте, там спросите.
– А это где? – не унимался я.
– Всё равно не местный, как мне объяснить?.. В городе у любого спросите, Вам каждый скажет.
«Ладно, – подумал я,– в автобусе где-нибудь пересниму». Это и было реализовано в последний командировочный день всё на той же остановке «Диспетчерская».
– А вы долго стоять будете? – обратился я к водителю подъехавшего «НефАЗа».
– Отмечусь да поеду, – на ходу сворачивая в трубочку путевой лист, буркнул тот.
– А мне бы это… – замялся я, – схему переснять.
– Да пожалуйста! – смягчился мой собеседник, когда я обрисовал суть проблемы.
Но… мороз, зараза, сменивший к тому времени нудный дождик, внёс коррективы. Сделав один нерезкий кадр, моя «цифромыльница» наотрез отказалась работать в таких климатических условиях! Пришлось всё-таки дорисовывать потом всё «нечитаемое» на снимке с натуры! Оказалось, на схеме не отмечены маршрутные такси, и это вполне объяснимо.

Что касается маршруток, если «муниципалы» – это сплошь «НефАЗы», то маршрутки – исключительно «пазики», снующие по городу по своим собственным маршрутам с номерами на 2х. (Я, по крайней мере, видел 22-й и 23-й…) Льгот нет, оплата водителю при выходе. При этом водители (ещё бы!) строго следят, чтобы всяк выходящий положил свои кровные 8 руб. за проезд на кожух двигателя и получил при необходимости сдачу! В «пазиках» тоже вывешены схемы, но только «своего» маршрута. Тут уж я изгаляться с перерисовкой не стал…

Ещё пару слов стоит сказать о моей небольшой и единственной из-за погодных условий пешей прогулке. Затвор фотоаппарата вопреки законам физики (темно и серо) всё-таки запечатлел городскую библиотеку, отделанную сайдингом, пару коротких но милых бульварчиков; дощатый рыночек с громким названием «Пассаж», а также кинотеатр «Радуга». На боковой стене киношного заведения красовалась гордая надпись латиницей: STEREO Dolby surround. Вот так, нехило! Городской парк, начавшись ажурной белой колоннадой, полуостровом вдаётся в Теплое озеро. Здесь в 2005 году появился плавающий фонтан. Тёплое – потому что вода в него поступает с местной ТЭЦ.

Улицей Ленина многоэтажная застройка и заканчивается. Есть ещё пара островков каменных домов, но весь остальной Анжеро-Судженск – это господство частного сектора. Оттого, наверное, огромна занимаемая городом площадь!

Всё хорошо было, кроме погоды и… Выбраться обратно домой в столицу России оказалось сложно. Все рейсы на Москву вылетают из Кемеровского аэропорта в районе 8 часов утра по местному времени. К завершению регистрации и из Кемерова-то успеть проблематично, не говоря уж о городке, расположенном за сотню километров… Я уже упоминал, что самый последний автобус в региональный центр отходит в 17 часов. Перспектива мотаться в ожидании своего рейса часть вечера и ночь неизвестно где меня совсем не радовала. Поэтому, руководствуясь принципом «Лучше плохо ехать, чем хорошо стоять», я взял билет на поезд до Новосибирска, надеясь, проведя часть ночи в поезде, утром пересесть на самолёт в аэропорту Толмачёво. На подножку купейного вагона проходящего скорого поезда я вскочил уже далеко за полночь.
Ну что ж… «До свидания, Анжерка!»

24.10.2008 г.

Использованы материалы с официального сайта г. Анжеро-Судженска
admin October 28 2008 11:40:41
ФОТОГРАФИИ
Пожалуйста залогиньтесь для добавления комментария.
Рейтинг доступен только для пользователей.

Пожалуйста, залогиньтесь или зарегистрируйтесь для голосования.

Нет данных для оценки.
Гость
Имя

Пароль



Вы не зарегистрированны?
Нажмите здесь для регистрации.

Забыли пароль?
Запросите новый здесь.
Реклама
вышивка и вязание http://ladycaramelka.ru/ . Кленбутерол купить киев clenbuterol ver кленбутерол steroid-max.com.ua.
Поезд напрокатРусский ОбозревательЭкстремальный портал VVV.RUВсе песни Владимира ВысоцкогоSpyLOG