Главная · Статьи · Ссылки · Все УЖД сайта · Схемы ж. д. России · О ПРОЕКТЕСреда, Июля 17, 2019
Навигация
Главная
Статьи
Ссылки
Фотогалерея
Форум
Контакты
Города
Ж/д видео
Все УЖД сайта
Условные обозначения
Литература
Схемы ж. д. России
О ПРОЕКТЕ
Сейчас на сайте
Гостей: 1
На сайте нет зарегистрированных пользователей

Пользователей: 146
Не активированный пользователь: 0
Посетитель: ed4mk
КИРИЛЛОВ и КИРИЛЛО-БЕЛОЗЁРСКИЙ МОНАСТЫРЬ
КИРИЛЛОВ и КИРИЛЛО-БЕЛОЗЁРСКИЙ МОНАСТЫРЬ

Павел В. Кашин

Отдельные части данного материала ранее были опубликованы в альманахе «Локотранс» № 6 за 2007 г.

В июне 2006 г. инициативной группой любителей узкоколейных ж.д. была осуществлена т. н. «Третья архангельская экспедиция». Её цель, впрочем, как и цели аналогичных наших экспедиций, – изучение истории и современного состояния железных дорог узкой колеи определённого региона или локализации.

По дороге «туда» предусматривалось попутно изучить находящиеся на нашем маршруте районы Вологодской области. А раз уж мы направлялись в сторону северо-западной оконечности этого российского региона, по моему настоянию в культурную программу был включён осмотр Кирилло-Белозёрского монастыря в городе Кириллов.

Через этот город проходит Северодвинская водная система – один из старейших искусственных водных путей в России, открытый в 1828 г. и дважды перестроенный: во 2-й половине XIX и начале XX в. Он представляет собой цепочку небольших рек и озёр, соединённых короткими каналами. Система эта соединяет Волго-Балтийский водный путь (ВБВП) с рекой Сухоной, впадающей в Северную Двину.

От Вологды двинулись на северо-запад – запад вдоль длинного Кубенского озера по трассе Вологда – Вытегра. Тут вспомнилось, что на фотографиях коллег по увлечению неоднократно приходилось видеть снимки прямого как стрела Кишемского канала, сделанные с автомобильного моста над ним. Довольно, надо сказать, «пристрелянное» место для съёмок. Поэтому первый на нашем маршруте фотостоп был выбран без споров! Действительно знаковое место! Где-то дальше на север видна гладь очередного озера. Берега канала укреплены вертикально вкопанным кругляком, по одному ряду на каждой стороне. Древесные стволы представляют ажурную ровную окантовку водной глади. И это несмотря на то, что кое-где берега подмыло, нарушив строгую геометрию искусственного творения человеческих рук. «Интересно, – подумалось, – сколько эти брёвна стоят в воде?» Если верить вышеупомянутым сведениям, то уже 100 лет. Неплохо! Ещё подумалось: «Вот он, пример настоящего напоминания о себе потомкам! Получше бронзовых идолов будет!»

Одной существенной детали в пейзаже не хватало: по водной глади не проплывало ни одного корабля. Ой! О чём это я? Как говорят работники водного транспорта (речники – моряки), «плавает» только одно всем известное… Корабли же, вернее, суда – «ХОДЯТ!» Не согласиться с их мнением нельзя!

Перед поворотом на Кириллов «заправились» в придорожном кафе: когда-то ещё такая возможность выпадет? Рядом на стоянке остановился подновлённый свежей краской травяного цвета старый междугородний «ЛАЗ» (путаю их модификации) с трафаретом «Кириллов – Вологда». Разумеется, он был мной зафиксирован на фотоплёнку.

В Кириллове сидящий за рулём Сергей Костыгов направил машину в сторону от мелькнувших за окном величественных белых стен Кирилло-Белозёрского монастыря, главной и, в принципе, единственной цели нашего посещения Кириллова. На возмущённые восклицания остальных участников поездки возразил:
- Ща такую точку съёмки покажу, завоете от наслаждения!

«Точка» оказалась малость обезображена свежим бетонным забором и видом весьма грязной угольной площадки на переднем плане. Скорее, это даже была пристань на берегу одного из заливов Сиверского озера. Последнее – также часть Северодвинской системы. Рядом с только что описанной площадкой из него вытекал (или вливался, уж и не знаю!) Кузьминский канал. Берега также «окантованы» вертикально вкопанными круглыми брёвнами. У самого начала канала городская улица упирается в живописный понтонный мостик. Каждая машина, да даже и велосипедист провоцировали волнение поверхности катания, что вызывало таинственное поскрипывание и вкупе с «шевелением» проезжей части создавало ощущение огромного живого существа, лежащего в воде и подставившего свою спину автовладельцам и пешеходам.

Моё внимание привлёк светофор на противоположном берегу. На мачте обыкновенного, если стоит где надо, железнодорожного светофора были подвешены две двузначные сигнальные головки, «смотрящие» в противоположные стороны. Сигнализация для судов, однако! А расположенная с нашей стороны будка дежурного совсем уж железнодорожного типа дополняла иллюзию железнодорожного переезда. А где же рельсы? Да-а-а… Только представить, где находится ближайшая железная дорога, – уже страшно!

Вторая точка, показанная Сергеем, была с противоположной стороны монастыря и показалась мне более удачной. По крайней мере, можно было вдоволь побродить в высокой прибрежной траве, выбирая ракурс. Что из этого вышло – судить тому, кто будет разглядывать наши снимки. Пока мы ходим по берегу с фотоаппаратами, самое время занять внимание читателей на некоторое время, чтобы дать небольшую справку. Как и прежде, я воспользовался услугами всемирной сети, но это того стоило, не ругайте сильно за использование (небольшое) чужих материалов.

Кирилловский монастырь основан в 1397 г. монахом московского Симонова монастыря Кириллом, учеником и последователем Сергия Радонежского. Борьба, которую вели Москва и Новгород за освоение богатых северных земель, была причиной особой заинтересованности Московского княжества в овладении Белозерьем. Располагавшееся почти в центре новгородских владений, оно являлось удобной базой для дальнейшего наступления Москвы на эти земли.

Спустя почти 380 лет, в 1776 году, поселение, постепенно выросшее вокруг основанной Кириллом обители, было провозглашено уездным городом Кирилловом, ставшим впоследствии центром самого отдаленного северо-восточного уезда Новгородской губернии. Площадь Кирилловского уезда составляла 13 078,8 кв. верст, т. е. была в 2,5 раза больше современного Кирилловского района. Для создания нового уездного центра не случайно была выбрана слобода Кирилло-Белозёрского монастыря. К семидесятым годам XVIII века она стала уже довольно крупным населенным пунктом, насчитывающим 335 жилых домов. В 1785 году в городе находилось 3 кузницы и 4 мельницы, 3 соляных и 2 винных магазина, 4 «питейных дома»; среди горожан были 67 ремесленников и 33 купца. Деревянный гостиный двор на Торговой площади насчитывал в то время более 150 лавок. Город Кириллов имел свой герб, утвержденный в 1781 году. Облик исторической части Кириллова в значительной мере определен планом, составленным Николаем Чечериным и утвержденным Екатериной II в 1777 году. В советское время, в 1927 году, Кириллов стал районным центром Ленинградской, а десятилетие спустя – Вологодской области.

Вернёмся в наши дни. С этой стороны Сиверского озера можно по достоинству оценить, сколь величаво раскинулись монастырские строения на его берегу! Те яркие воспоминания, которые остались у нас, можно описывать сколь угодно долго. Дело это в любом случае будет практически безнадёжным, так как всё равно не передаст всей гаммы чувств и полученных впечатлений. Даже брошенный армейский грузовик «ЗИЛ-157» удачно вписался в окружающий пейзаж, а потому тоже отображён на моей фотоплёнке.

Прогулка по самому монастырю получилась несколько скомканной. Что делать: необходимо было ехать дальше на север, а ходить по территории обители, изучать её памятники, как мы поняли, можно бесконечно долго. Да и плёнку, запасённую на всё время экспедиции, можно было «угробить» всю и сразу, если не включить внутренние «тормоза»!

Пройдя территорию монастыря насквозь, выходим с противоположной стороны к водной глади. Мощённая камнем дорожка полого спускается в воду. Здесь, видимо, была пристань! Какие корабли приставали к ней? С берега озера монастырские стены выглядят как суровые стены неприступной крепости. Да так оно и было когда-то! А теперь откуда-то справа слышан весёлый смех купающихся в столь жаркий день ребятишек. Да-а-а. Сейчас бы тоже скинуть намокшую от пота одёжку и нырнуть в синюю гладь. Эх, не так поняты будем... Не без сожалений поворачиваем назад, к машине: нас ждут новые дороги и незабываемые виды российской глубинки. А что до жары, то даже и не верится, что на севера едем!

В лежащий на нашем маршруте не менее известный Ферапонтов монастырь заезжать не стали. Очень хотелось выполнить дневную программу и найти достойное место для ночлега… Очень! Но до этого оказалось ещё слишком и слишком далеко! Почему? Ответ когда-нибудь, возможно, появится у нас в разделе «Экспедиции»!

Переработана для сайта «Переезд. ру»
15.07.07 г.
admin января 08 2008 17:27:17
Фото http://www.pereyezd.ru/photogallery.php?album_id=42
Пожалуйста залогиньтесь для добавления комментария.
Рейтинг доступен только для пользователей.

Пожалуйста, залогиньтесь или зарегистрируйтесь для голосования.

Нет данных для оценки.
Гость
Имя

Пароль



Вы не зарегистрированны?
Нажмите здесь для регистрации.

Забыли пароль?
Запросите новый здесь.
Реклама
Детальная информация ответственное хранение грузов у нас. . Экспертиза качества ремонта авто зачем нужна экспертиза качества ремонта.
Поезд напрокатРусский ОбозревательЭкстремальный портал VVV.RUВсе песни Владимира ВысоцкогоSpyLOG