Главная · Статьи · Ссылки · Все УЖД сайта · Схемы ж. д. России · О ПРОЕКТЕПятница, Марта 29, 2024
Навигация
Главная
Статьи
Ссылки
Фотогалерея
Форум
Контакты
Города
Ж/д видео
Все УЖД сайта
Условные обозначения
Литература
Схемы ж. д. России
О ПРОЕКТЕ
Сейчас на сайте
Гостей: 1
На сайте нет зарегистрированных пользователей

Пользователей: 146
Не активированный пользователь: 0
Посетитель: ed4mk
УЖД СПИЧЕЧНОЙ ФАБРИКИ «ПОБЕДА»
УЖД СПИЧЕЧНОЙ ФАБРИКИ «ПОБЕДА»

Павел В. Кашин

Я не смог воспользоваться знаменитым пригородным поездом Пенза – Пачелма, чтобы попасть в Нижний Ломов. (Местные жители, как выяснилось, делают ударение на втором слоге – Ломов.) Уж слишком рано утром было отправление первой пары. Ходил, да и, наверное, до сих пор он ходит два раза в сутки. Я воспользовался услугами главного конкурента железной дороги и поехал на автобусе, который практически подвёз меня в Нижнем к станционному зданию и узкоколейному паровозу-памятнику возле него.

От тогдашнего начальника станции Нижний Ломов Николая Васильевича Казначеева удалось узнать, что локомотив, ныне стоящий на постаменте, был вывезен с некоей заводской УЖД, расположенной в соседнем Верхнем Ломове. Весьма заинтригованный этим известием (УЖД в Пензенской области!), решаю во что бы то ни стало до неё добраться!

Ближайший по времени проходящий автобус оказался именно «проходящим», т. е. непосредственно в посёлок заезд предусмотрен не был. Вместе с аборигенами по первозданной грязи, ровным слоем лежащей над асфальтированной когда-то дорогой, свернул с трассы в посёлок, где без труда нашёл завод. Вернее, это была спичечная фабрика с гордым названием «Победа». После недолгих формальностей попал на её территорию и познакомился с заместителем директора фабрики Владимиром Константиновичем Валовым. С его помощью удалось узнать некоторые исторические вехи, а также получить несколько интересных фото.

Первым в уезде начал изготавливать спички С. П. Камендровский в 1858 г. Его предприятие располагалось в городе Нижний Ломов. (Вспомним, что вопреки официальной версии ударение надо делать именно на последний слог. – Прим. авт.) Через год в селе Верхний Ломов такое же спичечное производство организовал и А. П. Перемышлин. В 1866 г. оба производства были зарегистрированы как фабрики, при этом более крупной была фабрика Камендровского.

В начале 1890-х гг. фабрикой в Верхнем Ломове стал управлять сын Перемышлина – Фёдор Степанович. Тогда же он приобрёл для её размещения на берегу реки Ломовки новую территорию, бывшую поповскую усадьбу. В 1901 г. все мелкие спичечные производства в округе вконец разорились. Работники перешли на фабрику Перемышлина, численность рабочих фабрики существенно увеличилась. О тех временах напоминают до сих пор (1992 г.) работающие в фабричной котельной «шуховские» котлы 1903 и 1907 годов постройки.

Первая русская революция 1905–1907 гг. «отметилась» на фабрике проведением рабочими 6–8 декабря 1907 г. забастовки без прекращения работы. В 1914 году из-за мобилизации на фронты Первой мировой войны численность рабочих существенно сократилась и составила 294 человека. В этом же году фабрика была оснащена вертикальными машинами для производства соломки – заготовки для спичек.

Советская власть в Верхнем Ломове установилась 20 марта 1918 г. Но обе спичечные фабрики были национализированы только 21 мая 1919 г. При этом фабрика в Верхнем Ломове стала называться «Пчёлка», а в Нижнем Ломове – «Муравей». Но последняя проработала после этого относительно не долго. В 1922 году было решено укрупнить спичечное производство, и оборудование «Муравья» перевезли на «Пчёлку» вместе с рабочими. Спустя год, 24 апреля 1923 г. фабрике присвоили новое название – «Победа».

Для снабжения фабрики дешёвым торфяным топливом возле села Верхний Ломов велись торфоразработки. Первоначально вывозка торфа осуществлялась лошадьми на телегах (зимой – на санях) с ближайших полей. По мере выработки запасов торфа поля под торфодобычу отводились всё дальше и дальше. Необходимо было новое средство транспортировки. Поэтому в 1927 г. строится облегченная железная дорога узкой (750 мм) колеи с конной тягой. В некоторых источниках годом рождения УЖД на фабрике «Победа» считается 1929 г. Скорее всего это связано с появлением на УЖД фабрики паровозной тяги или со строительством ветки к станции широкой колеи.

Ширококолейная линия появилась в Верхнем Ломове в 1927 году. Она протянулась на 33 км от ст. Пачелма (линия Пенза – Ряжск), через Верхний до Нижнего Ломова. На станции Верхний Ломов построили складские помещения фабрики, связанные узкоколейкой с её территорией.

Что за паровозы и в каком количестве работали на дороге, доподлинно неизвестно. Один из них после снятия с поездной работы проработал на УЖД в качестве стационарного котла до середины 1980-х гг. (!) В 1985 г. по инициативе работников ж/д станции Нижний Ломов во главе с тем самым Николаем Васильевичем Казначеевым локомотив был перевезён в Нижний Ломов, очищен, отремонтирован и установлен в качестве памятника в сквере у станционного здания. Интересен и непонятен один факт. В первоисточнике утверждалось, что этот паровоз был 1887 года постройки. В то же время известно, что серия Фл6 (или Фм6), к которой он относится, поставлялась в СССР из Финляндии в 1945-46 гг. Сохранилась на фабрике единственная фотография, на которой виден этот паровоз–котёл в самом углу кадра.

По данным бухгалтерии, мотовозная тяга появилась на узкоколейке в 1951 г. Последними мотовозами были списанные и разделанные в металлолом в 1991 г. МД54-4 №№ 1204 (КЭЗ, 02.63 г. п.) и 3474 (ИМЗ, 10.69 г. п.). В качестве самоходной единицы некоторое время использовалась, по крайней мере, одна переделанная на узкоколейный ход электрокара о существовании которой также имеется «фотоподтверждение».

Добыча и транспортировка торфа для нужд фабрики продолжались до самого конца 1960-х гг. и были полностью прекращены в сезон 1969-1970 годов. Торфоразработки располагались в районе Новой Толковки (Ципляй) и Калино. Самым отдалённым был участок Чернавка. Несмотря на прекращение добычи торфа, узкоколейные пути на поля были полностью разобраны только к 1980 году. Тогда же фабрика распродала и всё соответствующее оборудование. Трасса «той» УЖД показана на топографической «километровке», которую я обнаружил во всемирной сети. К 1992 г. пути узкой колеи остались только непосредственно на заводской территории. Также был сохранён путь, связывающий фабрику со станцией Верхний Ломов. На этом участке протяжённостью порядка 2 км линия УЖД пересекает реку Ломовку по автомобильному мосту. При этом расположение пути менялось. Когда-то, судя по фото 1970-х гг., он проходил по его центру. Теперь же, после капитального ремонта моста, уложен с правой стороны, если идти от завода на станцию.

Локомотивная тяга на УЖД спичечной фабрики «Победа» по состоянию на 1992 год представлена рабочим тепловозом ТУ8-0379. Ещё один ТУ8 был отставлен от работы. Его удалось обнаружить в одном из тупиков у ширококолейной станции. Предположительно, это поставленный с КМЗ ТУ8-0397. Кроме того, на территории завода валялась кабина от ТУ7Р-0007.

После прогулки по весьма живописной трассе УЖД возвратился на завод в раздумьях об обратной дороге. Но тут мне несказанно повезло: от Владимира Константиновича только что вышли какие-то клиенты, которые по ходатайству замдиректора любезно согласились довезти меня прямо до областного центра.
. . .

Стоит заметить, что описываемые события относятся к 1992г. и состояние этой УЖД на настоящее время автору неизвестно!

03.09.2005 г., подготовлено к публикации на сайте 18.04.2007 г.
admin января 08 2008 17:31:13
Фотографии http://www.pereyezd.ru/photogallery.php?album_id=35
Пожалуйста залогиньтесь для добавления комментария.
Рейтинг доступен только для пользователей.

Пожалуйста, залогиньтесь или зарегистрируйтесь для голосования.

Нет данных для оценки.
Гость
Имя

Пароль



Вы не зарегистрированны?
Нажмите здесь для регистрации.

Забыли пароль?
Запросите новый здесь.
Реклама
Железобетонные сваи: podnimem-dom.ru обращайтесь: 8 (812) 981-31-61. . https://aurumauto.ru индекс качества сайта тема сайта автозапчасти крупным оптом. . https://traveler.market авторские туры заграницу - выгодные авторские туры.
Поезд напрокатРусский Обозреватель