Главная · Статьи · Ссылки · Все УЖД сайта · Схемы ж. д. России · О ПРОЕКТЕWednesday, January 17, 2018
Навигация
Главная
Статьи
Ссылки
Фотогалерея
Форум
Контакты
Города
Ж/д видео
Все УЖД сайта
Условные обозначения
Литература
Схемы ж. д. России
О ПРОЕКТЕ
Сейчас на сайте
Гостей: 1
На сайте нет зарегистрированных пользователей

Пользователей: 146
Не активированный пользователь: 0
Посетитель: ed4mk
УЖД БАЛАХНИНСКОГО ЦЕЛЛЮЛОЗНО - КАРТОННОГО КОМБИНАТА
УЖД БАЛАХНИНСКОГО
ЦЕЛЛЮЛОЗНО - КАРТОННОГО КОМБИНАТА


C. Костыгов

В 1928 году на юго-восточной окраине города Балахна Нижегородской области, на берегу реки Волги, была основана картонная фабрика. В этом же году для снабжения фабрики сырьём была построена узкоколейная железная дорога протяжённостью 5 км. Со склада сырья, располагавшегося на территории фабрики, узкоколейка шла по берегу Волги на лесосырьевую биржу, находившуюся выше по течению реки, рядом с бумажной фабрикой. Биржу снабжал лесом Балахнинский леспромхоз, имевший собственную узкоколейную железную дорогу, выходящую на противоположный берег реки в двух километрах выше биржи. Лес на биржу поступал сплавом в плотах.

В первое время на узкоколейке картонной фабрики использовалась конная тяга. Вагонный парк состоял из двухосных деревянных вагонеток с металлическими колёсными парами и кониками. Несколько вагонеток такого типа сохранилось на территории фабрики до конца 90-х годов.

После войны на узкоколейку поступил немецкий бестопочный четырёхосный паровоз. На котельной фабрики паровоз заправляли паром, запаса которого хватало на час работы, то есть для совершения одной поездки за сырьём на биржу. Правда, нередко бывали случаи, когда пар заканчивался раньше, и паровоз до котельной приходилось толкать вручную.

В 50-х годах на смену паровозу с Балахнинского бумажного комбината, где в то время была собственная узкоколейка, прислали двухосный бензиновый мотовоз с двигателем ЗИС-150. Мотовоз был далеко не новый и часто ломался, поэтому через несколько лет фабрика купила новый мотовоз марки МД54-4, а из старого был сделан снегоочиститель, который сдали в металлолом в конце 80-х годов.
В 60-х годах, после запрета сплава леса по Волге в связи с пуском «ракет» на подводных крыльях, биржа была закрыта, прекратил добычу леса и Балахнинский леспромхоз. Новым поставщиком сырья для картонной фабрики стало Чернораменское транспортное управление. По середине ширококолейного пути, связывающего фабрику со станцией Балахна Горьковской железной дороги, положили третий рельс, а от конца ширококолейного подъездного пути построили связку со станцией Балахна-пасс. узкоколейной железной дороги Чернораменского транспортного управления. Лес стал поступать на фабрику на восьмитонных платформах, вагонетки стали использоваться лишь для внутрифабричных операций.

Для перевозки тяжёлых составов с лесом фабрике потребовался более мощный локомотив, им стал купленный на Камбарском машиностроительном заводе тепловоз ТУ4. В 1980 году его сменил тепловоз ТУ7. Тепловозы транспортного управления привозили составы с лесом в обменный разъезд, построенный за станцией Балахна-пасс. у начала трёхнитки. Дальше перевозка сырья осуществлялась фабричным тепловозом. Для очистки путей от снега фабрика приобрела самоходный щёточный снегоочиститель СЩС №59.

В 60-х – 70-х годах фабрика брала с ЧТУ ель, осину, берёзу в качестве сырья, а также дрова для котельной. В начале 80-х годов котельную перевели на мазут, усовершенствовали технологический процесс, в результате чего фабрика перестала заказывать ель. Перевозки по узкоколейке сократились, мощный и тяжёлый тепловоз ТУ7 вскоре за ненадобностью был продан Чернораменскому ТУ. До конца 80-х годов манёвры на территории фабрики осуществлялись тепловозом ТУ6А. В 1988 году фабрика, ставшая к тому времени целлюлозно-картонным комбинатом, купила ещё один тепловоз - ТУ8 №292, которому суждено было проработать на узкоколейке всего несколько месяцев.

В 1990 году на комбинате в очередной раз изменили технологический процесс, в результате чего комбинат перестал брать лес с ЧТУ. Движение по узкоколейке прекратилось, путь постепенно пришёл в упадок. Сырьё стали привозить на комбинат автотранспортом. В 1998 году ещё сохранялась трёхнитка да ржавая, заросшая сеть путей узкоколейки на производственной территории. В густых зарослях кустарника обнаруживались тепловоз ТУ6А, снегоочиститель СЩС, несколько старых вагонеток и платформ Демиховского машиностроительного завода. В цехе, ворота которого были давно завалены мусором, стоял тепловоз ТУ8. Рядом с цехом лежала новая, так и не поставленная на рельсы Демиховская платформа.

1998 г.
ksv March 06 2008 17:58:33
фотоальбом: http://www.pereyezd.ru/photogallery.php?album_id=21
Пожалуйста залогиньтесь для добавления комментария.
Рейтинг доступен только для пользователей.

Пожалуйста, залогиньтесь или зарегистрируйтесь для голосования.

Нет данных для оценки.
Гость
Имя

Пароль



Вы не зарегистрированны?
Нажмите здесь для регистрации.

Забыли пароль?
Запросите новый здесь.
Реклама
автосервисы для ремонта турбины тут
Поезд напрокатРусский ОбозревательЭкстремальный портал VVV.RUВсе песни Владимира ВысоцкогоSpyLOG