Главная · Статьи · Ссылки · Все УЖД сайта · Схемы ж. д. России · О ПРОЕКТЕПятница, Марта 29, 2024
Навигация
Главная
Статьи
Ссылки
Фотогалерея
Форум
Контакты
Города
Ж/д видео
Все УЖД сайта
Условные обозначения
Литература
Схемы ж. д. России
О ПРОЕКТЕ
Сейчас на сайте
Гостей: 1
На сайте нет зарегистрированных пользователей

Пользователей: 146
Не активированный пользователь: 0
Посетитель: ed4mk
Последний торф
Сергей Костыгов


ПОСЛЕДНИЙ ТОРФ


Как бы красноречиво ни говорили сейчас в прессе о развитии и перспективах торфодобычи в России, мы понимаем, что наблюдаем закат этой некогда гигантской отрасли народного хозяйства. Промышленная добыча полезного ископаемого, за счёт которого много десятилетий держалась энергетика СССР, сведена на нет (это при наличии огромных запасов торфа на территории России!). За жизнь борется последнее объединение – «ВяткаТорф», коллектив которого ещё надеется устоять, найти луч света в дебрях провальной российской экономики 2000-х годов. Не получится у них, задушат – да и ничего страшного. Просто останется без работы и, как показывает практика, сопьётся в большинстве своём население 5 крупных рабочих посёлков Кировской области (для России – капля в море!), окрепнет монополия Газпрома, и можно будет уже совсем уверенно сказать, что существовавшая торфяная промышленность изжила себя, как несовершенное производство, не вписалась в нанотехнологии XXI века. Кому это выгодно – думайте сами! А мы пока посмотрим на «последних из могикан», запечатлим их деятельность для потомков, искренне надеясь на то, что этот репортаж не станет последним в истории торфяной промышленности нашей страны!

В сентябре 2012 года состоялась совместная экспедиция в Кировскую область групп исследователей узкоколейных железных дорог из Москвы и Санкт-Петербурга. Основной целью было посещение управления и ряда узкоколейных железных дорог ЗАО «ВяткаТорф» – единственного в нашей стране объединения, ведущего добычу торфа в серьёзных промышленных масштабах. «Путешествие по старым местам», называли мы её, ведь первая экспедиция по торфовозным узкоколейным железным дорогам Кировской области была организована мной и Павлом Кашиным в далёком 1994 году .

Ещё в 80-х, 90-х годах XX века торфяную промышленность России представляли такие объединения-гиганты, как «Шатурторф», «Калининторф», «Владимироторф», «Ярторф», «Горькторф», «Ленторф» и прочие. К 2012 году все они закрылись или распались на мелкие организации, ведущие добычу торфа в основном, для местных котельных или сельского хозяйства. Крупнейшие в стране торфопредприятия были разорены, добывающая техника разворована, узкоколейки со всем подвижным составом отправлены во вторчермет. И только ЗАО «ВяткаТорф», образованное в 2003 году на базе старого «Кирторфа», сохранило прежние объёмы производства, инфраструктуру, торфодобывающую технику, узкоколейные железные дороги, а главное – стремление и умение развивать торфодобычу в нашей стране. Недаром в 2011 году ЗАО «ВяткаТорф» на четырёх производственных участках добыло 810 тыс. тонн торфа, что составляет 45% от общего объёма добычи этого ископаемого всеми 36 торфяными предприятиями страны.

Руководство «ВяткаТорфа» отнеслось к нашей деятельности с пониманием, в результате чего несколько дней пребывания на объектах прошли насыщенно и интересно. А главное – с толком! В управлении и на производственных участках нам дали возможность ознакомиться с сохранившимися историческими документами о работе торфопредприятий и узкоколейных железных дорог – отчётами и схемами путевого развития, планами эксплуатации, в результате чего удалось значительно пополнить материал по истории узкоколейных железных дорог России, накопленный за двадцатилетие работы группы. Особую ценность представляли альбомы фотографий Каринской УЖД, собранные бывшим работником узкоколейки А. Дуняшевым. Эти альбомы – уникальная фотолетопись истории самой протяжённой в прошлом торфовозной узкоколейной дороги области. После смерти владельца альбомы были переданы в головной офис ЗАО «ВяткаТорф», где бережно сохраняются. Приятно было обнаружить в альбомах и свои собственные фотографии, которые мы после первых экспедиций в Кировскую область (1994 г. и 2003 г.) предоставили А. Дуняшеву для коллекции.

В 2003 году в состав «ВяткаТорфа» вошли 5 торфопредприятий области: Каринское, Дымное, Пищальское, Гороховское и Отворское. В результате реорганизации в структуре появились 4 производственных участка: Каринский, Дымный, Пищальский и Гороховский. Последний объединил Гороховское и Отворское торфопредприятия. Таким образом, в состав объединения вошли 5 узкоколейных железных дорог, предназначенных для вывозки торфа. Интересно то, что наиболее современные тепловозы ТУ7 нашли применение лишь в Каринском и Дымном, на остальных же узкоколейках на вывозке торфа задействованы старенькие ТУ4. Эти тепловозы за долгие годы отлично зарекомендовали себя: легче, экономичнее, способны к универсальной работе как на магистрали, так и на временных путях. Благодаря налаженной на предприятиях системе обслуживания и ремонта выглядят они как новенькие, ничуть не хуже камбарских собратьев, выпущенных на 15–20 лет позже.

В ходе поездок по филиалам объединения мы были приятно удивлены тем, как чётко и оперативно построена работа производственных участков. Она не замирает даже в выходные дни. В Отворском в воскресенье на вывозке торфа работали два тепловоза ТУ4. Дежурил диспетчер, действовал перегрузочный пункт, расположенный у станции Ежиха Горьковской ж.д. ОАО «РЖД». За смену тепловозы привезли на станцию Перегрузочная 3 гружённых торфом состава, в каждом из которых было по 22-24 вагона. Один состав был доставлен с первого участка предприятия Чистое, два – с дальнего участка Высокое.

Для поездки по УЖД нам был выделен ТУ4-2923 резервом. К полудню он вывел половину состава, погруженную на Чистом, с времянки на магистральный путь и освободился на пару часов до погрузки второй половины состава. Зелёный тепловоз лихо понёс нас в коридор жёлтых берёз по пространству полей отворских торфоразработок. Путь здесь поддерживается в хорошем состоянии, чем в настоящее время могут похвастаться далеко не все промышленные предприятия, содержащие собственные узкоколейные железные дороги. Тепловоз идёт мягко, ровно, без резких бросков из стороны в сторону. На недавно разработанных полях участка Чистое строится новая полевая база, сияют свежими досками на коричневом пространстве торфяных полей её строения. А за базой до самого горизонта видны вереницы караванов заготовленного на зиму торфа. Жизнь предприятия не затухает, не стоит на месте – вместо старых, выработанных площадей разрабатываются новые, на них переносятся техника, инфраструктура, строятся новые временные пути к точкам погрузки.

Промелькнули разъезды Добыча, Северный. Вот и самый дальний разъезд – Высокое, от Перегрузочной до него 21 км. На главном пути нас ожидает тепловоз 2867 с составом груза. Наш 2923 заходит на объездную, 2867 даёт длинный гудок и с дымным выхлопом трогает тяжёлый состав на перегон.

На Высоком находится вторая полевая база Отворского. Возле конторы торфоучастка ряды тракторов, торфяной техники. Сезон добычи торфа уже завершён, техника ремонтируется, подготавливается к следующему лету. 2012 год был для торфозаготовителей тяжёлым из-за постоянных дождей. Добычу торфа начали позже обычного, были проблемы и с сушкой. Не все производственные участки справились с планом. А вот Отворское, как нам сказали в управлении, выполнило в этом году план первым.

На обратном пути мы догнали груз у разъезда Северный. Машинисты тепловозов быстро договорились по рации, и 2867 с грузом встал в разъезде на пропуск нашего 2923. Вырвавшись вперёд, мы получили возможность ещё раз сфотографировать проход груза, что и сделали на переезде у разъезда Центральный.

На крупной станции Перегрузочной, имеющей целых 7 приёмоотправочных путей, шла маневровая работа. Под руководством диспетчера ТУ4-2867 ставил на перегружатель гружёный состав, выводил порожняк, сортировал вагоны. По завершении манёвров он отправился на Высокое за вторым грузом. На станции воцарилась тишина, но ненадолго. Не успели мы вернуться к машине, как из кривой с перегона показался ТУ4-2923 с составом груза с Чистого.

Вот такое выдалось воскресенье. В будние же дни, по словам работников Отворской УЖД, на линию, помимо двух тепловозов, выходят путейская ЭСУ и ЭСУ путеукладчика. В классном вагоне возят рабочих из посёлка торфопредприятия Светлого в Ежиху на перегруз. Летом, в период добычи, на Высокое ходит рабочий поезд, состоящий из тепловоза и 2–3 классных вагонов. Ну, а пик вывозки торфа, как водится, приходится на самые морозные зимние месяцы. С болот на перегруз в такое время доставляется порядка 120 узкоколейных вагонов торфа в сутки.

Гороховский производственный участок, посёлок Комсомольский у станции Иготино ОАО «РЖД». Здесь берёт начало Гороховская узкоколейка ЗАО «ВяткаТорф». Путейцы в оранжевых жилетках ремонтируют стрелку в горловине станции Перегрузочная, тепловоз ТУ4-1332 выполняет маневровую работу с длинным порожняком. Второй порожняк осматривается смазчиками. В обеих горловинах станции стрелочные посты, манёврами руководят стрелочницы в оранжевых жилетках с флажками. В депо ведётся ремонт двух тепловозов, в крайнее стойло тепловоз ТУ4-2594 подаёт выцепленные из состава больные вагоны. На каждом вагоне – яркая отметка о последнем ремонте. Сразу видно, что за техникой здесь следят.

По Гороховской УЖД, имеющей значительную протяжённость (35 км), нам разрешили проехать на собственных дрезинах - «пионерках», взятых с собой в путешествие. Движение осуществлялось на правах поезда, строго контролировалось диспетчером по радиосвязи (питерская «пионерка» была оборудована радиостанцией). Приятно было почувствовать себя полноценным участником движения, проследовать на «пионерке» закрытый, оборудованный сигнализацией переезд, скрещиваться со встречными тепловозами на разъездах.

С Перегрузочной мы были отправлены в час дня, за вторым 30-вагонным порожняком, ведомым ТУ4-1332. Надо сказать, что в скоростях движения Гороховская УЖД не уступала соседней Отворской. Пару раз остановившись на фотостоп, мы уже не смогли догнать ушедший вперёд порожняк.

Раздельных пунктов на Гороховской узкоколейке оказалось немного. Восьмой разъезд, от которого остался лишь тупик внутримассивного пути старых участков добычи, Ивохинская стрелка – тупик в сторону закрытого в 2003 году Ивохинского торфомассива. За Ивохинской стрелкой начинается новая 20-километровая магистраль, сданная в эксплуатацию в 1988 году. Проходит она не по старым торфоразработкам, а по красивым смешанным лесам. По сторонам то березняки, то ольховники, то болотца, то высокие сосновые гривы. Ведёт дорога на новый Порозихинский торфомассив, что расположен у слияния рек Юма и Пижма, совсем недалеко от станции Ежиха. Говорят, изначально этот торфяник планировалось разрабатывать силами Отворского торфопредприятия, но в связи с тем, что «Кирторфу» не удалось получить разрешение МПС на строительство путепровода через железную дорогу Горький – Котельнич, Порозиху отдали Гороховскому, чья узкоколейная железная дорога располагалась хоть и дальше, но с нужной стороны широкой колеи.

Посередине Порозихинской магистрали находится разъезд 10-го км. Следующий раздельный пункт – Новый разъезд – расположен уже на краю торфомассива. На Новом мы скрестились со следующим резервом в депо тепловозом 2594. Второй тепловоз был отдан под рабочий поезд, дежурил на Порозихинском участке в ожидании времени отправления.

На полевой базе нас встретил начальник участка, показал современную торфодобывающую технику, в том числе иностранного производства. От него мы узнали о перспективах расширения участка, переноса полевой базы на новые площади. Затем посетили времянки, посмотрели процесс погрузки торфа в вагоны узкоколейки, сфотографировали ЭСУ с путеукладчиком и следом за вечерним рабочим поездом вернулись в посёлок Комсомольский.

Третий производственный участок, который мы посетили в ходе экспедиции, – Каринский, расположенный в посёлке Каринторф (с недавнего времени микрорайон города Кирово-Чепецка). Каринка, так называют посёлок в народе, – бывший центр крупнейшей торфовозной узкоколейной сети Кировской области. Узкоколейка Каринского транспортного управления (с 1985 года – Кирово-Чепецкого ППЖТ) в 70 – 80-е годы насчитывала более 200 км магистральных путей, соединяла четыре торфопредприятия: Каринское, Прокопьевское, Бурмакинское и Васькинское. Торфовозные поезда с разных ветвей стекались в Кирово-Чепецк, снабжая топливом ТЭЦ-3. Торфоразработки активно велись с начала 1940-х годов, неудивительно, что к концу XX века запасы торфа в окрестностях Каринки истощились. Со временем прекратилась промышленная добыча торфа на Васькинском и Бурмакинском торфопредприятиях, остатки Прокопьевского вошли в состав Каринского. В связи с сокращением путей УЖД в 1990 году ППЖТ было преобразовано в транспортный цех Каринского торфопредприятия.

С этого года на Каринской УЖД осталось только пассажирское и хозяйственное движение. Причины две – снижение объёмов добычи и отказ от торфа Кирово-Чепецкой ТЭЦ-3. Последний состав с торфом пришёл на ТЭЦ 17 февраля 2012 года. Летом часть 50-километровой магистрали узкоколейки была разобрана, в результате чего остались два изолированных участка – в Каринке и посёлке Октябрьском (бывшем центре Прокопьевского торфопредприятия). В Октябрьском УЖД используется исключительно для доставки рабочих на участок Петрино. Вывозка торфа с участка, начиная с этого года, будет осуществляться автотранспортом. Каринку с городом связывают 13 км пути УЖД, по ним пять раз в сутки ходит графиковый пассажирский поезд: от 3 до 6 зелёных вагончиков с ярко-красным тепловозом ТУ7. Главной достопримечательностью участка является огромный, высокий мост через Чепцу протяжённостью около 150 метров. Аналога ему нет ни на одной УЖД России! Запечатлеть проход пассажирского поезда по этому мосту – давняя наша мечта, и на этот раз она сбылась!

На окраину Кирово-Чепецка мы подъехали в начале десятого утра для встречи пассажирского отправлением из Каринки в 9.40. Не успели занять места на обрыве Чепцы перед мостом, как в город проследовал «бонус» – ТУ4-2286 с путейским поездом, состоящим из платформы и классного вагона. Пассажирский же прошёл следом, строго по графику.

В Каринке царило уныние. Огромная станция, заставленная ржавыми торфовозными вагонами, не светила разноцветными огнями светофоров, как раньше. В просторных цехах депо было пусто. Оба ТУ7, ТУ4 и ЭСУ – на линии. Отдыхает лишь вторая «эсушка», да в соседнем цеху списанный тепловоз ТУ4 готовят к установке на памятник. Его поставят у вокзала в Каринке в память об огромной торфовозной дороге, уходящей в историю. Будут смотреть на него бывшие работники Каринской УЖД и вспоминать долгие трудовые годы, посвящённые работе на транспорте.

Увы, как бы ЗАО «ВяткаТорф» ни хотело развивать Каринский производственный участок, добывать здесь практически нечего! В Каринке оставлено минимальное количество локомотивов, необходимых для содержания остатков дороги. Несколько тепловозов уже передислоцированы на перспективные узкоколейные дороги объединения. Нужно понимать, что «ВяткаТорфу» Каринская УЖД, кроме убытков, ничего сейчас не приносит. Пассажирское сообщение не может существовать без серьёзных государственных дотаций. Есть планы передачи пассажирского движения в муниципальные структуры, а есть планы строительства в Каринку асфальтированной автодороги с новым автомобильным мостом через Чепцу. Строительство автодороги затратно, а узкоколейка есть! И есть поезд, к которому привыкло не одно поколение жителей Каринки. Хочется верить, что администрация Кирово-Чепецка примет правильное решение и знакомый жителям маленький поезд надолго останется на своём исторически сложившемся маршруте.

В ходе экспедиции наткнулись мы на ещё один интересный факт. На Гороховском участке попалось несколько торфовозных вагонов с затёртым трафаретом «ПТП» – абривиатурой Петровского торфопредприятия «Шатурторфа». Оказывается, после ликвидации Шатурской УЖД её подвижной состав нашёл применение в «ВяткаТорфе». Вспомнилось, как ещё десять – пятнадцать лет назад у нас в Подмосковье так же активно добывали торф, снабжая им Шатурскую ГРЭС. Сновали по торфяным полям маленькие узкоколейные тепловозы, возили тяжёлые составы. Надрывалась поездная рация, мерцали огоньки светофоров, подавали сигналы флажками стрелочницы на многочисленных постах и разъездах. Теперь всё это, как говорят, кануло в Лету. Добыча этого уникального полезного ископаемого в Подмосковье практически полностью прекращена. А узкоколейки, по которым осуществлялась вывозка, ликвидированы вместе со всей инфраструктурой! Увидеть настоящую промышленную добычу торфа и его вывозку в нашей стране теперь можно только в Кировской области, на производственных участках ЗАО «ВяткаТорф».

Визит на торфоразработки Кировской области позволил нам окунуться в атмосферу прошлого, когда торфяная промышленность активно развивалась, торф был нужен стране, на предприятиях содержалась и обновлялась техника. Одним словом, кипела жизнь! Полные положительных впечатлений, мы поблагодарили аппарат ЗАО «ВяткаТорф» за встречу, пожелали успешного развития, а также пообещали в следующем году продолжить изучение узкоколейных железных дорог, посетить Пищальский и Дымный производственные участки.


admin февраля 23 2013 12:32:54
Фотоальбом "Последний торф"
Andreww февраля 25 2013 13:05:12
Спасибо, очень интересно. луч торфяного света в темном капиталистическо царстве....

но мы уже получили по заслугам за ликвидацию московских торфоразработок.... пожарами 2010 года, но похоже мало получили, чиновникам в общем пофигу...
dmitriy ноября 26 2013 14:56:10
Интересная статья.Большое спасибо!
Alexandr83 декабря 04 2013 13:41:22
Спасибо большое за статью! Дай бог выстоит предприятие в нашем корыстном обществе...
Пожалуйста залогиньтесь для добавления комментария.
Рейтинг доступен только для пользователей.

Пожалуйста, залогиньтесь или зарегистрируйтесь для голосования.

Отлично! Отлично! 100% [5 Голоса]
Очень хорошо Очень хорошо 0% [Нет голосов]
Хорошо Хорошо 0% [Нет голосов]
Удовлетворительно Удовлетворительно 0% [Нет голосов]
Плохо Плохо 0% [Нет голосов]
Гость
Имя

Пароль



Вы не зарегистрированны?
Нажмите здесь для регистрации.

Забыли пароль?
Запросите новый здесь.
Реклама
Поезд напрокатРусский Обозреватель