Главная · Статьи · Ссылки · Все УЖД сайта · Схемы ж. д. России · О ПРОЕКТЕСуббота, Февраля 22, 2020
Навигация
Главная
Статьи
Ссылки
Фотогалерея
Форум
Контакты
Города
Ж/д видео
Все УЖД сайта
Условные обозначения
Литература
Схемы ж. д. России
О ПРОЕКТЕ
Сейчас на сайте
Гостей: 1
На сайте нет зарегистрированных пользователей

Пользователей: 146
Не активированный пользователь: 0
Посетитель: ed4mk
УЖД л/п Красный Городок
АВТОР - С.Костыгов


Посёлок Красный Городок был основан в начале 30-х годов на берегу реки Цна, в глухом лесном уголке Калининской области. В округе не было дорог, лишь труднопроходимые болотистые леса да несколько деревушек, живущих практически натуральным хозяйством. Освоение края было связано с массовым развитием лесоразработок в области.

В 1934 году в 8 километрах от Красного Городка, вдали от реки, в лесу, был основан лагерь заключённых. Первыми сооружениями лагеря были огромный барак и баня, построенные наскоро первой партией заключённых. Лесоразработки находились рядом с лагерем, для вывозки леса из лагеря к берегу Цны, в Красный Городок, была построена «ледянка» – зимняя автодорога для вывозки леса. Поверхность дороги заливалась водой, образовывался ледяной покров. Лес по ней возили тракторами ЧТЗ в санях. Весной вывозка прекращалась, велись заготовка и складирование леса на верхних складах. Привезённый за зиму к берегу Цны лес весной по большой воде сплавлялся в Вышний Волочёк. В начале Великой Отечественной войны лагерь был ликвидирован, лесоразработки брошены.

В послевоенное время лесоразработки близ Красного Городка были возобновлены. Основная лесосырьевая база находилась за бывшим лагерем. В 1950 году в Красном Городке было начато строительство узкоколейной железной дороги. Она прокладывалась по трассе довоенной ледянки. В 1951 году были построены станция Красный Городок и 500 метров пути перегона, на берегу Цны строится нижний склад. В 1952 году узкоколейка была достроена до бывшего лагеря, на месте которого был основан посёлок заготовителей Новый Городок. В этом же году по УЖД началась вывозка леса.

К 1954 году общая протяжённость путей дороги составляла 13,3 км, магистральный путь до Нового Городка составлял 8,2 км. На узкоколейке работали 3 паровоза ОП2, для вывозки леса имелись 35 четырёхосных платформ и 11 тележек-сцепов Онежского завода. Для перевозки рабочих и хозяйственных грузов – 3 оборудованных вагона, для очистки путей от снега в хозяйстве содержался снегоочиститель. За год по узкоколейке перевозилось 60 тыс. м3 леса в хлыстах. Из Красного Городка лес по-прежнему сплавлялся весной в Вышний Волочёк.

В 50-х годах в окрестностях Красного Городка существовала ещё одна достаточно интересная лесовозная дорога – круглолежневая. Она начиналась на берегу реки Цна у деревни Горлановка, протяжённость составляла несколько километров. Рельсы на дороге были деревянные, прямоугольного профиля, обшитые по поверхности катания металлической полосой, местами – уголком. Лес вывозился лошадьми в двухосных вагонетках с деревянной рамой. Профиль колеса вагонетки отличался от железнодорожного, имел «П»-образную форму (то есть не одну, а две реборды). Стрелочных переводов на такой дороге, естественно, не было. Круглолежневая дорога в здешних местах не была редкостью, останки подобной лесовозной дороги автор видел лично в 1995 году, в районе посёлка Ключи, на берегу реки Осуга в ходе экспедиции, проводимой руководством Переславского железнодорожного музея.

В середине 50-х годов локомотивный парк Красногородской УЖД Есиновического ЛПХ пополнился несколькими мотовозами МУЗ4 (были ли это газогенераторные МУЗг4 или бензиновые МУЗ4, история умалчивает). Мотовозы стали выполнять маневровые операции на усах и нижнем складе. Чуть позже на узкоколейку поступили 4 магистральных паровоза (предположительно – ВП4), сразу же заменившие старенькие и маломощные ОП2.

В 1959 году ЛП Красный Городок был передан от Есиновического ЛПХ Каменскому, контора которого находилась в городе Кувшиново. Это было связано со строительством грунтовой дороги в Красный Городок из Кувшиново и постепенным переводом лесопункта на вывозку готовой продукции нижнего склада автотранспортом в Кувшиновский район ( вместо сплава).
Посёлок Новый Городок просуществовал недолго, его признали нерентабельным и вывезли в Красный Городок в 1963 году. А строительство узкоколейки продолжалось. По мере выработки лесосырьевой базы всё дальше за Новый Городок строилась магистраль дороги, ещё глубже прорезали лесной массив многочисленные усы. В 70 – 80-х годах протяжённость узкоколейки достигла максимальной длины, плечо вывозки леса в эти годы, включая усы, составляло 23 км.

В 60-х годах на узкоколейку поступили тепловозы ТУ4. Во множественном числе о них говорить сложно, но во всяком случае один тепловоз этой серии на дороге был, что известно по данным Пылинского ЛП Каменского ЛПХ, куда он был передан в середине 70-х годов. Отказ от магистральных тепловозов был связан со слабым верхним строением даже магистрального пути. Больше на дороге прижились лёгкие тепловозы ТУ6А.

Первый тепловоз ТУ6А на Красногородскую УЖД поступил в 1974 году. До 80-х годов вывозка леса этими тепловозами осуществлялась лишь на участке магистрали раз. Новый Городок – ст. Красный городок, до Нового Городка с делянок лес вывозился исключительно мотовозами МД54-4. На дороге были следующие раздельные пункты – ст. Красный Городок (0-й км), обгонная 3-й км, стрелка 6-й км (от этого места отходила ветка на балластный карьер), раз. Новый Городок на 9 км и обгонная 14-й км. Движением руководил диспетчер, находившийся в Красном Городке, вдоль узкоколейки тянулась линия телефонной связи. На дороге был достаточно тяжёлый профиль, подъём в порожнем направлении на 2 – 3-м км составлял 30 %о, руководящий уклон в грузовом направлении - 15 %о.

В 1988 году вывозка леса со стороны Нового Городка была практически прекращена в связи с выработкой основной лесосырьевой базы. С этого времени показатели работы дороги резко пошли вниз. Несколько лет дорабатывали остатки недорубленных делянок вдоль магистрали, потом магистраль забросили, вывозка леса стала вестись из прилегающих к Красному Городку кварталов. Туда в начале 90-х прямо от станции был построен трёхкилометровый ус.
С конца 80-х годов на дороге работали 3 тепловоза ТУ6А, мотовозов к тому времени уже не осталось. В начале 90-х один из трёх тепловозов ТУ6А был передан в Пылинский ЛП Каменского ЛПХ на ещё действующую УЖД. В 1996 году вывозка леса была окончательно прекращена, дорога закрыта. Движение осуществлялось лишь на частных съёмных мотодрезинах – «пионерках» местными жителями по собственным нуждам. В конце 90-х годов началась разборка УЖД.
В 2005 году на окраине Красного Городка осталась лишь площадка станции с заросшими травой шпалами. В разных её частях – останки двух последних ТУ6А, промасленный деревянный фундамент ГМС, в кустах – давно заросшая кабина ТУ6А первого выпуска. На нижнем складе – останки порезанных кранов, несколько сожжённых вагонов ПВ-40. По насыпи магистрали узкоколейки в лес идёт наезженная тракторная дорога.

Нет комментариев.
Пожалуйста залогиньтесь для добавления комментария.
Рейтинг доступен только для пользователей.

Пожалуйста, залогиньтесь или зарегистрируйтесь для голосования.

Отлично! Отлично! 100% [1 Голос]
Очень хорошо Очень хорошо 0% [Нет голосов]
Хорошо Хорошо 0% [Нет голосов]
Удовлетворительно Удовлетворительно 0% [Нет голосов]
Плохо Плохо 0% [Нет голосов]
Гость
Имя

Пароль



Вы не зарегистрированны?
Нажмите здесь для регистрации.

Забыли пароль?
Запросите новый здесь.
Реклама
Стрелы для блочного лука помогите выбрать стрелы.
Поезд напрокатРусский ОбозревательЭкстремальный портал VVV.RUВсе песни Владимира ВысоцкогоSpyLOG