Главная · Статьи · Ссылки · Все УЖД сайта · Схемы ж. д. России · О ПРОЕКТЕПятница, Апреля 19, 2024
Навигация
Главная
Статьи
Ссылки
Фотогалерея
Форум
Контакты
Города
Ж/д видео
Все УЖД сайта
Условные обозначения
Литература
Схемы ж. д. России
О ПРОЕКТЕ
Сейчас на сайте
Гостей: 1
На сайте нет зарегистрированных пользователей

Пользователей: 146
Не активированный пользователь: 0
Посетитель: ed4mk
УЖД л/п Красный Городок
АВТОР - С.Костыгов


Посёлок Красный Городок был основан в начале 30-х годов на берегу реки Цна, в глухом лесном уголке Калининской области. В округе не было дорог, лишь труднопроходимые болотистые леса да несколько деревушек, живущих практически натуральным хозяйством. Освоение края было связано с массовым развитием лесоразработок в области.

В 1934 году в 8 километрах от Красного Городка, вдали от реки, в лесу, был основан лагерь заключённых. Первыми сооружениями лагеря были огромный барак и баня, построенные наскоро первой партией заключённых. Лесоразработки находились рядом с лагерем, для вывозки леса из лагеря к берегу Цны, в Красный Городок, была построена «ледянка» – зимняя автодорога для вывозки леса. Поверхность дороги заливалась водой, образовывался ледяной покров. Лес по ней возили тракторами ЧТЗ в санях. Весной вывозка прекращалась, велись заготовка и складирование леса на верхних складах. Привезённый за зиму к берегу Цны лес весной по большой воде сплавлялся в Вышний Волочёк. В начале Великой Отечественной войны лагерь был ликвидирован, лесоразработки брошены.

В послевоенное время лесоразработки близ Красного Городка были возобновлены. Основная лесосырьевая база находилась за бывшим лагерем. В 1950 году в Красном Городке было начато строительство узкоколейной железной дороги. Она прокладывалась по трассе довоенной ледянки. В 1951 году были построены станция Красный Городок и 500 метров пути перегона, на берегу Цны строится нижний склад. В 1952 году узкоколейка была достроена до бывшего лагеря, на месте которого был основан посёлок заготовителей Новый Городок. В этом же году по УЖД началась вывозка леса.

К 1954 году общая протяжённость путей дороги составляла 13,3 км, магистральный путь до Нового Городка составлял 8,2 км. На узкоколейке работали 3 паровоза ОП2, для вывозки леса имелись 35 четырёхосных платформ и 11 тележек-сцепов Онежского завода. Для перевозки рабочих и хозяйственных грузов – 3 оборудованных вагона, для очистки путей от снега в хозяйстве содержался снегоочиститель. За год по узкоколейке перевозилось 60 тыс. м3 леса в хлыстах. Из Красного Городка лес по-прежнему сплавлялся весной в Вышний Волочёк.

В 50-х годах в окрестностях Красного Городка существовала ещё одна достаточно интересная лесовозная дорога – круглолежневая. Она начиналась на берегу реки Цна у деревни Горлановка, протяжённость составляла несколько километров. Рельсы на дороге были деревянные, прямоугольного профиля, обшитые по поверхности катания металлической полосой, местами – уголком. Лес вывозился лошадьми в двухосных вагонетках с деревянной рамой. Профиль колеса вагонетки отличался от железнодорожного, имел «П»-образную форму (то есть не одну, а две реборды). Стрелочных переводов на такой дороге, естественно, не было. Круглолежневая дорога в здешних местах не была редкостью, останки подобной лесовозной дороги автор видел лично в 1995 году, в районе посёлка Ключи, на берегу реки Осуга в ходе экспедиции, проводимой руководством Переславского железнодорожного музея.

В середине 50-х годов локомотивный парк Красногородской УЖД Есиновического ЛПХ пополнился несколькими мотовозами МУЗ4 (были ли это газогенераторные МУЗг4 или бензиновые МУЗ4, история умалчивает). Мотовозы стали выполнять маневровые операции на усах и нижнем складе. Чуть позже на узкоколейку поступили 4 магистральных паровоза (предположительно – ВП4), сразу же заменившие старенькие и маломощные ОП2.

В 1959 году ЛП Красный Городок был передан от Есиновического ЛПХ Каменскому, контора которого находилась в городе Кувшиново. Это было связано со строительством грунтовой дороги в Красный Городок из Кувшиново и постепенным переводом лесопункта на вывозку готовой продукции нижнего склада автотранспортом в Кувшиновский район ( вместо сплава).
Посёлок Новый Городок просуществовал недолго, его признали нерентабельным и вывезли в Красный Городок в 1963 году. А строительство узкоколейки продолжалось. По мере выработки лесосырьевой базы всё дальше за Новый Городок строилась магистраль дороги, ещё глубже прорезали лесной массив многочисленные усы. В 70 – 80-х годах протяжённость узкоколейки достигла максимальной длины, плечо вывозки леса в эти годы, включая усы, составляло 23 км.

В 60-х годах на узкоколейку поступили тепловозы ТУ4. Во множественном числе о них говорить сложно, но во всяком случае один тепловоз этой серии на дороге был, что известно по данным Пылинского ЛП Каменского ЛПХ, куда он был передан в середине 70-х годов. Отказ от магистральных тепловозов был связан со слабым верхним строением даже магистрального пути. Больше на дороге прижились лёгкие тепловозы ТУ6А.

Первый тепловоз ТУ6А на Красногородскую УЖД поступил в 1974 году. До 80-х годов вывозка леса этими тепловозами осуществлялась лишь на участке магистрали раз. Новый Городок – ст. Красный городок, до Нового Городка с делянок лес вывозился исключительно мотовозами МД54-4. На дороге были следующие раздельные пункты – ст. Красный Городок (0-й км), обгонная 3-й км, стрелка 6-й км (от этого места отходила ветка на балластный карьер), раз. Новый Городок на 9 км и обгонная 14-й км. Движением руководил диспетчер, находившийся в Красном Городке, вдоль узкоколейки тянулась линия телефонной связи. На дороге был достаточно тяжёлый профиль, подъём в порожнем направлении на 2 – 3-м км составлял 30 %о, руководящий уклон в грузовом направлении - 15 %о.

В 1988 году вывозка леса со стороны Нового Городка была практически прекращена в связи с выработкой основной лесосырьевой базы. С этого времени показатели работы дороги резко пошли вниз. Несколько лет дорабатывали остатки недорубленных делянок вдоль магистрали, потом магистраль забросили, вывозка леса стала вестись из прилегающих к Красному Городку кварталов. Туда в начале 90-х прямо от станции был построен трёхкилометровый ус.
С конца 80-х годов на дороге работали 3 тепловоза ТУ6А, мотовозов к тому времени уже не осталось. В начале 90-х один из трёх тепловозов ТУ6А был передан в Пылинский ЛП Каменского ЛПХ на ещё действующую УЖД. В 1996 году вывозка леса была окончательно прекращена, дорога закрыта. Движение осуществлялось лишь на частных съёмных мотодрезинах – «пионерках» местными жителями по собственным нуждам. В конце 90-х годов началась разборка УЖД.
В 2005 году на окраине Красного Городка осталась лишь площадка станции с заросшими травой шпалами. В разных её частях – останки двух последних ТУ6А, промасленный деревянный фундамент ГМС, в кустах – давно заросшая кабина ТУ6А первого выпуска. На нижнем складе – останки порезанных кранов, несколько сожжённых вагонов ПВ-40. По насыпи магистрали узкоколейки в лес идёт наезженная тракторная дорога.

Нет комментариев.
Пожалуйста залогиньтесь для добавления комментария.
Рейтинг доступен только для пользователей.

Пожалуйста, залогиньтесь или зарегистрируйтесь для голосования.

Отлично! Отлично! 100% [1 Голос]
Очень хорошо Очень хорошо 0% [Нет голосов]
Хорошо Хорошо 0% [Нет голосов]
Удовлетворительно Удовлетворительно 0% [Нет голосов]
Плохо Плохо 0% [Нет голосов]
Гость
Имя

Пароль



Вы не зарегистрированны?
Нажмите здесь для регистрации.

Забыли пароль?
Запросите новый здесь.
Реклама
Объемный карман А5 ПЭТ 0,5 мм (упаковка 5 штук, цена за 1 шт.)
Поезд напрокатРусский Обозреватель