Главная · Статьи · Ссылки · Все УЖД сайта · Схемы ж. д. России · О ПРОЕКТЕВторник, Марта 19, 2024
Навигация
Главная
Статьи
Ссылки
Фотогалерея
Форум
Контакты
Города
Ж/д видео
Все УЖД сайта
Условные обозначения
Литература
Схемы ж. д. России
О ПРОЕКТЕ
Сейчас на сайте
Гостей: 1
На сайте нет зарегистрированных пользователей

Пользователей: 146
Не активированный пользователь: 0
Посетитель: ed4mk
ДАЧНЫЕ ЗАРИСОВКИ. Руза
ДАЧНЫЕ ЗАРИСОВКИ. РУЗА

Павел В. Кашин

Рузский район Московской области интересен, на мой взгляд, хотя бы своей «географической скрытностью». Он почти целиком спрятан меж двух железнодорожных магистралей: Рижским и Белорусским направлениями Московской ж. д. – МЖД. (Любителям автотранспорта: между трассами М9 Москва – Рига и М1 Москва – Минск.) Причём на севере его территория до Рижского хода МЖД не дотягивает несколько километров. А поезд, отправившийся с Белорусского вокзала, практически до самого Тучково следует по территории Одинцовского района, а перед платформой Шаликово уже въезжает в следующий по ходу движения Можайский район.

Посетить местную «столицу» хотелось давно: как там она выглядит, эта Руза? День поездки наконец выбран. Утренний рейс 38-го маршрута доходит до райцентра, потом до самого вечера автобусы оборачиваются, не доезжая до него.К моей остановке подруливал уже ставший почти родным белый «Мерседес».

– Один до Рузы! – войдя в автобус, я протягиваю водителю синенькую денежку.
– До Рузы? – не скрывает удивления тот. – Ой! А я и не знаю, сколько это стоить будет…
С этими словами водитель берёт из бардачка таблицу-подсказку, отпечатанную мелким-мелким шрифтом, и углубляется в её изучение. Нужные циферки находятся, и плата за проезд принимается.
– Тут все от Кожино обычно едут, понимаешь? – поясняет он мне, я утвердительно киваю… – Да… От Кожино… – дверь закрывается, машина трогается.

Первые километры поездки мне уже знакомы. Заезд в Кожино. Остановка у магазина, потом у пансионата, машина разворачивается, объезжая село по его узким улочкам… Снова остановка у магазина, но уже в обратную сторону. На каждой автобус ждёт приличное количество разнообразных граждан. Больше всего – у пансионата. Многие держат наизготовку свои пенсионные удостоверения, словно мандаты. Понятно: пансионатские устремились в райцентр погулять для разнообразия. А может, и к таким же, как они. В гости. (Благо такой пансионат тут, в экологически благополучном районе Московии, далеко не один!) Удивило, что все, кто садился у магазина, когда автобус уже развернулся и следовал обратно, возмущались отсутствием свободных сидячих мест. Да кто ж вам мешал прийти на ЭТУ ЖЕ остановку десятью минутами раньше?!

В Нестерово автобус выруливает на «бетонку» – Большое московское автомобильное кольцо, трассу А108. И вот тут мне стало скучно! Войсковые части, посёлки, бывшие пионерлагеря и прочие таинственные объекты за высокими бетонными заборами сменяли друг друга, как слайды в проекторе. Даже какой-то спецбатальон полиции тут квартируется. И… никакой природы! Разве что только два автомобильных моста, расположенные в ложбинке, как-то порадовали глаз. Перекинуты они через Москва-реку, по одному для каждого из направлений движения автотранспорта. Грустно ёрзая в своём кресле, я уже с тоской начал вспоминать тишину только что покинутого дачного посёлка.

Но вот и Руза. Автобус взбирается по классической провинциальной улочке куда-то вверх, а там… Никакой провинциальности! Огромная площадь перед зданием районной администрации и вереница относительно современных кирпично-панельных жилых домов. Автостанция. Скромненькая, но аккуратная. Ориентируюсь на обратную дорогу. В запасе 2 часа, негусто! Тут же расписание рейсов на Москву. Ходят они отсюда в столицу (к ст. м. «Тушинская») двумя разными дорогами: через Новорижское шоссе (маршрут № 450) и через Звенигород (№ 455). Прикинув в уме суммарную стоимость проезда и время в пути (т.е. автобусом из Москвы до Рузы и далее к себе в деревню), пришёл к очевидному выводу: альтернативного пути на дачу, отличного от поездки по «железке» через Дорохово, для меня не существует!

Дальнейшее изучение местного пассажирского сообщения выявило интересный факт. Собственно внутригородских автобусных маршрутов в Рузе нет. Пригородных, в моём их понимании, т.е. соединяющих город с ближайшими населёнными пунктами и дачными посёлками, – тоже. А все выходящие из Рузы междугородные маршруты, коих на 2011 год, помимо двух на Москву, насчитывалось 15, берут своё начало от городской автостанции. Кстати, она расположена на северо-восточной оконечности города, на Федеративной улице. Про особенности организации местного автобусного сообщения с заездами и привязкой маршрута к времени отправления конкретного рейса я уже писал.

А что же собственно город? Окинув мимолётным взглядом административные хоромы на широкой площади, быстрым шагом спускаюсь в «провинцию». «Кстати, – мелькнуло у меня в голове, – если я дойду до следующей остановки, то возвращаться на автовокзал уже не придётся!» (Т.е. экономия свободного времени была налицо!) Собственно «провинция» – уютная улочка с каменными домиками явно позапрошловековой постройки – это улица Солнцева. Она названа так в честь старшего лейтенанта Сергея Ивановича Солнцева, комиссара партизанского отряда, сражавшегося в окрестностях Рузы и геройски погибшего в ноябре 1941 г.

В основе своей улицу формируют двухэтажные домики, лесенкой спускающиеся вниз. Они облеплены вывесками и рекламой в таком виде, словно сошли с пожелтевших фотографий далёкого прошлого. Удивило обилие приглашений воспользоваться услугами по кадастровому учёту земельных участков. Видимо, здесь эта тема весьма популярная и бойкая. А вот помеченный на городской карте Воскресенский собор (собор Воскресения Христова) оказался обезглавленным. Моё огорчение фактом сиим никак не компенсировало наличие напротив новопостроенной часовни Пантелеймона (2005–06 г. п.). Здорово, но всё-таки как-то не то! (Стоит отметить, что, по имеющимся сведениям, уже к октябрю 2011 г. храму вернули купола. Так что сделанный мной тогда снимок, возможно, один из последних, где он запечатлён без них!)

Улица меж тем уже круто спускается к реке Рузе, незаметно сменив название с Солнцева на Красную. В конце спуска – развилка дорог. Одна, пересекая реку по мосту, уходит в Заречье и далее ведёт в Можайск. По другой, продолжению Красной улицы, я недавно торжественно въехал в город. Увы, созерцание «исторических» кварталов закончилось. Далее всё пространство по берегам реки, сколько можно было разглядеть, занимали не самые «бюджетные» коттеджи. Звуки перманентной стройки то тут, то там. Да! Видать, здесь лакомое местечко для любителей загородной недвижимости. И услуги по учёту земельных участков к месту. Пусть и от столицы далековато будет. Дык это пока… Ой, нет! От таких мыслей лучше отвлечься, спустившись к реке, и посмотреть на её неспешные воды.

Широка река Руза в одноимённом городе! Пошире Москвы в Кожино будет! Тогда вопрос: что во что впадает? В смысле: как официально считается (Руза в Москву) или по факту (кто меньший объём воды привносит, тот и впадает)? На этот вопрос можно только на месте впадения и ответить. (Ладно, ещё одна темка для исследования нарисовалась!) Здесь же, у развилки дорог, в Рузу вливается маленькая и шустрая речка Городянка. Между ними высится холм. К его отвесному склону и берегу Рузы прижата узенькая тропка, по которой можно неспешно прогуляться, не переставая любоваться окрестностями. В основе холма в прорехах травы белеют пятна чего-то каменного. Просто известняковый берег или следы древнего городища?

Как показывают археологические исследования, люди по берегам Рузы селились со времён палеолита. К III–II тысячелетию до н.э. относятся могильники древних переселенцев с Днепра. Позднее бассейн Москва-реки заселили балты. Защищаясь от лесной животины, да и от «лихих» людей тоже, они селились на возвышенностях, где строили крепости по типу Рузского городища. Да-да, того самого, по краю которого я прогуливался. Его периметр составляет 1 километр, а превышение над прилегающей местностью – 25–40 метров. В середине 10-х годов ХХ века на этом месте был разбит парк Городок, который сохранился до настоящего времени. Попал я в него, поднявшись от реки по длинной извилистой деревянной лестнице. По тихим дорожкам Городка бродили мамы с колясками, молодые пары… Странно, но ни шумных компаний, ни следов вандализма, да и просто «залежей» пустой тары из-под горячительных напитков не наблюдалось. Приятно. Наверное, стимулом к соблюдению порядка служат и не совсем обычные правила поведения, написанные в псевдостарорусском стиле. Больше всего умилили запрет на «гуляние с псами» и «в страшное время ночи»!

Но вернёмся к исторической справке. Как город Руза впервые упоминается в первой половине XIV века. В начале XVI века она вошла в состав Московского государства как город-крепость. В 1606 г. известно, что Руза «пошаталась» – ее жители примкнули к восстанию Ивана Болотникова. В смутное время Рузские земли стали местом, где воевали и разбойничали различные польско-литовские отряды. В 1617–1618 г. г. польский королевич Владислав в походе на Москву подступил к Рузе. Поляки разорили окрестные селения, сожгли посад, но саму крепость так и не взяли. В 1618 г. горожанам удалось отстроить город заново. Но в следующем году он погиб в огромном пожаре. Жители города вынуждены были обратиться к царю Михаилу Романову с челобитной. И в августе 1619 г. дана городу Рузе царская грамота, освобождавшая горожан от всяких податей сроком на 4 года. Это была награда за стойкость во время обороны и за верность царю Михаилу.

В XVII веке границы Московского государства отошли от Рузы далеко на запад, и она потеряла своё военное значение: «воротные башни крепости были развалены, башни стеновые «без верху стояли», сами стены (острог) покосившись были, а зелья огневого (пороха) и снаряда огневого (огнестрельного оружия) при Рузе не было вовсе».

В 1782 году Руза стала уездным городом Московской губернии. Большие изменения в хозяйстве Рузского уезда совершились после отмены крепостного права в 1861 г. Помещичьи усадьбы и помещичьи производства начинают приходить в упадок. И наоборот, выдвигаются производства, принадлежащие купечеству и мещанам. В Рузе появились кожевенные, и льняно-прядильные предприятия, и даже кирпичный завод, на котором работали целых 3 человека.

В октябре 1941 г., после прорыва гитлеровцев в районе Тучково, Руза была сдана без боя, и фашисты вошли в город по Дороховскому шоссе. В ходе знаменитого контрнаступления под Москвой, начавшегося 5 декабря, части Красной армии вышли на окраину города. Но немцы длительно готовили рубежи обороны по рекам Москве, Рузе и Озерне. Рузу они превратили в восточный укрепленный узел. Поэтому взять город с первого удара не удалось. Начались затяжные бои, которые привели к освобождению Рузы только в течение 17–19 января 1942 г.

Население города активно участвовало в его восстановлении. Это позволило ликвидировать все следы войны уже к 1947 году. По переписи 2010 года население Рузы составило 13 495 чел.

Эх! Хорошо гулять по тихим аллеям, любоваться долиной реки. Отсюда, с городища, немного видна средь листвы и Покровская церковь, что расположена на Социалистической улице. В ней должен располагаться краеведческий музей. Впрочем, и приход церковный вроде восстановили. Но время неумолимо. Надо возвращаться к остановке автобусов. Так что дойти до этой церкви, как и до ещё одной действующей в городе – Дмитриевской (Дмитрия Солунского), что расположена на одноимённой улице, за такой короткий срок просто нереально. Но надеюсь, что в следующий дачный сезон поездка в Рузу будет повторена, возможно, и не раз. Помните про кадастровый учёт? Эта проблема – увы! – и меня касается. Так что сделанные фото с соответствующими рекламными растяжками могут иметь для меня в недалеком будущем и чисто практический смысл.

Вот так!

25.10.2011
admin ноября 28 2011 21:03:12
Фотографии: http://www.pereyezd.ru/photogallery.php?album_id=119&rowstart=72
Пожалуйста залогиньтесь для добавления комментария.
Рейтинг доступен только для пользователей.

Пожалуйста, залогиньтесь или зарегистрируйтесь для голосования.

Нет данных для оценки.
Гость
Имя

Пароль



Вы не зарегистрированны?
Нажмите здесь для регистрации.

Забыли пароль?
Запросите новый здесь.
Реклама
Поезд напрокатРусский Обозреватель