Главная · Статьи · Ссылки · Все УЖД сайта · Схемы ж. д. России · О ПРОЕКТЕПятница, Января 24, 2020
Навигация
Главная
Статьи
Ссылки
Фотогалерея
Форум
Контакты
Города
Ж/д видео
Все УЖД сайта
Условные обозначения
Литература
Схемы ж. д. России
О ПРОЕКТЕ
Сейчас на сайте
Гостей: 1
На сайте нет зарегистрированных пользователей

Пользователей: 146
Не активированный пользователь: 0
Посетитель: ed4mk
У САМОГО БЕЛОГО МОРЯ. Часть 1. Пассажирский поезд узкоколейки
(Вступление здесь)

ЧАСТЬ 1. ПАССАЖИРСКИЙ ПОЕЗД УЗКОКОЛЕЙКИ

В середине июня 2007 года наш коллектив отправился в очередную экспедицию по просторам Архангельской области. Первым и основным пунктом поездки была Кудемская УЖД Северодвинского ЛПХ, самая северная узкоколейная железная дорога Архангельщины. Из редких отчётов, попавшихся в сети Интернет, мы узнали, что как таковая вывозка леса по Кудемской узкоколейке была прекращена ещё в 90-х годах, после чего осталось лишь редкое пассажирское сообщение с лесным посёлком Белое Озеро. Ранее – леспромхозовским, теперь в основном дачным. До Белого Озера 33 км, но узкоколейка, по слухам, сохранилась и дальше. Она ведёт в брошенный посёлок Палозеро, расположенный в 20 км за Белым, и по этому участку движение на протяжении уже многих лет осуществляется только на «пионерках». Вот для чего мы и взяли с собой в экспедицию мою самодельную дрезинку-«пионерку». Без неё исследование этой маленькой стальной магистрали, тянущейся из Северодвинска в глубину труднодоступного края лесов, болот и озёр, было бы неполным и неинтересным.

Двухпутная станция Кудемской узкоколейной железной дороги расположилась в маленьком населённом пункте Водогон, в трёх-четырёх километрах от новостроек Северодвинска. На карте эту точку надо ещё поискать! Посёлок представлял собой несколько деревянных двухэтажных бараков, когда-то принадлежавших леспромхозу. Ещё в начале 90-х годов, когда леспромхоз худо-бедно работал, Водогон не был конечной станцией узкоколейки. Дорога подходила несколько ближе к городу, она вела на станцию Кудьма, где возле одноимённой станции ширококолейной железной дороги Северодвинск – Нёнокса, располагался огромный нижний склад леспромхоза. После его ликвидации участок Кудьма – Водогон протяжённостью 2,5 км был разобран. С тех пор пассажирский поезд узкоколейки стал приходить в Водогон, к переезду через шоссе Северодвинск – река Солза, по которому достаточно часто курсируют пригородные маршруты автобусов. Собственно, и раньше большинство пассажиров выходили здесь. Ведь добраться из Кудьмы до города было куда сложнее.

Да, я совсем забыл сказать, что в Водогоне мы застали кучку людей, ожидающих пассажирского поезда. Поезд курсировал на участке пять раз в неделю. По понедельникам, средам, пятницам и субботам он прибывал из Белого Озера в 10 утра, стоял в Водогоне целый день и в 17.00 (по субботам в 16.00) возвращался обратно. В воскресенье уходил из Белого в 16.30, прибывал в Водогон и отправлялся обратно в 18.00 «по обороту». В этот день он возвращал в город дачников, уезжавших на выходные дни в лесной посёлок. После развала леспромхоза многие жители Белого Озера переехали в город, дома же в посёлке у них остались. Вот и ездят к себе на родину на выходные.

В конце длинной прямой, скрывающейся в череде мокрого низкорослого березняка, показался свет фары. Тепловоз? Нет! С перегона на станцию прибывала «пионерка». Конструкция была капитальной. На дрезине был не только лобовой щит, но и навес, покрытый брезентом, из-под которого, едва дрезинка остановилась на входных стрелках разъезда, повыскакивали мокрые, но радостные пассажиры, экипированные в сапоги, плащи и телогрейки.
– Ого, телевидение! – восклицали они.
¬– Да нет, мы из музейной организации, а съёмки – так, для истории, – как бы оправдываясь, попытались мы объяснить ситуацию.
– А мы что, против? Снимайте! Вот такая у нас в Северодвинске диковинная узкоколейка есть!

Слезшие с дрезины люди на глазах у нас отряхивали с плащей воду, разминали затёкшие конечности. Оказалось, ехали они так больше 50 вёрст, с самого Палозера. Не успели снять «пионерку» с рельсов, как с перегона показалась вторая. Открытая, без тента. На ней приехали из леса охотники. Дрезина плавно подкатывалась к переезду, как вдруг раздался визг тормозов. Как известно на переезде существует приоритет железнодорожного транспорта. И «пионерки», по сути, здесь не исключение. Вот и пришлось нам понаблюдать, как водитель достаточно крутой иномарки, решивший проскочить перед дрезиной, в последний момент заметил Александра Корсакова с видеокамерой, испугался и дал по тормозам. Решил всё-таки «от греха подальше» дрезину пропустить.

А за второй «пионеркой» в мокрой зелёной дали показался плавно покачивающийся на стыках тепловоз. За оранжевым ТУ8-284 тянулся состав из трёх вагонов: «решётки» (открытого вагона-платформы с высокими бортами и лавками) и двух классных вагонов ПВ-40. Из тамбуров зелёных вагончиков уже высовывался нетерпеливый народ, висел на подножках. Не успел тепловоз остановиться у переезда, как толпа с рюкзаками, сумками и прочим скарбом начала выпрыгивать из вагонов. С «решётки» снимали велосипеды, негабаритные вещи. Да, такого поезда мне не доводилось фотографировать давно. Настоящая «живая» узкоколейка. Это не музей и не показательное выступление. Это жизнь! Когда видишь толпу людей с детьми, собаками, многочисленными вещами, спешащую с поезда узкоколейки к остановке автобуса, понимаешь, как этот поезд здесь нужен. И вспоминаешь детство, когда такие же поезда из рабочих посёлков торфопредприятий прибегали по маленьким рельсам узкоколеек в ближайшем Подмосковье. Теперь же это диковинка, раритет, за которым мы ехали полтора суток сюда, в далёкий северный Северодвинск. Практически на край земли, к самому Белому морю.


Многих пассажиров встречали родственники на машинах, остальные штурмовали идущие в город автобусы. Высадив нетерпеливую толпу, тепловоз проследовал через переезд и начал делать манёвры на входной стрелке разъезда. Второй стрелки в Водогоне, как мы уже поняли, не было, и манёвры делались тросом. Отцепившись от первого вагона, локомотив немного отъехал вперёд, за противошёрстную стрелку. Кондуктор стащил с площадки локомотива трос, один конец которого закрепил за крюк тепловоза, а второй – за сцепку вагона, перевёл между ними стрелку. И движущийся по главному пути тепловоз ловко затащил тросом состав на боковой путь.

После не совсем обычных манёвров мы застали ещё одну интересную сцену. Дело в том, что гаражи для хранения «пионерок» располагались в Водогоне у станции в два ряда. Первый ряд был непосредственно перед путями, к которым от гаражей тянулись временные деревянные рельсы. А второй находился как бы на соседней улице – просёлочной автомобильной дороге, идущей параллельно узкоколейке, метрах в трёхстах, за кустами. Так вот владелец одной из прибывших «пионерок» попросил знакомого на «Ладе Калине» отбуксировать «пионерку» до гаража. Из машины достали буксирный трос, прицепили снятую с рельсов дрезину и потащили прямо по шоссе на другую улицу в гаражи.

А потом в поезд узкоколейки люди стали грузить сначала детскую коляску, затем холодильник. Назад в Белое Озеро машинист тепловоза платформу-«решётку» брать почему-то не стал, оставив её на боковом пути разъезда. Вот и пришлось пассажирам заталкивать холодильник в тамбур классного вагона. Долго мучились, но затолкали.

А мы тем временем пообщались с бригадой тепловоза. Депо, диспетчерская и начальник УЖД находились в Белом Озере, здесь же, в Водогоне, из инфраструктуры узкоколейки ровным счётом ничего не было.
– А как же нам разрешение на проезд на своей «пионерке» получить, машину где оставить? – спросили мы.
– Приезжайте завтра утром в полдесятого, к приходу поезда. Из Белого сюда начальник нашего муниципального предприятия приедет, он вам разрешение и даст. У нас на дороге 56 «пионерок» местных. Ездят без всякого разрешения, под расписание пассажирского только подстраиваются. Так что, думаю, проблем с выездом у вас не будет! – успокоил машинист.

Тем временем тучи рассеялись, дождь прекратился. До 15-го км неподалёку от узкоколейки шли грунтовые дороги, соединяющие город с дачными участками и деревнями. Пользуясь ими, мы проводили поезд почти до Пихкал – «края цивилизации», дальше которого никаких дорог, кроме нитки узкоколейки, нет. Сфотографировали проход поезда на фоне Кудьмозера, на двух лесных переездах. Как ни странно, догонять и обгонять этот «лесной экспресс» оказалось довольно трудно. Шёл он со скоростью 25–30 км/ч. Так что «фора» у «уазика», плюхающего по грунтовым колдобинам и лужам, появлялась только тогда, когда на узкоколейке начинались кривые или посадка-высадка пассажиров. К слову, пассажиров воскресным вечером в Белое Озеро ехало немного: человек 20–30.
Довольные увиденным, вернулись мы вечером в гостиницу. За ужином строили планы на завтра. Разложенные по гостиничному номеру вещи практически высохли, потраченные силы восстановлены, первые впечатления получены. Экспедиция снова готова к выступлению. Но оно свершится утром, а сейчас, пока над мокрым северным городом темнеет низкое небо и снова собираются черные тучи, пора спать. Утро вечера мудренее.


ПРОДОЛЖЕНИЕ следует..
admin мая 11 2010 23:01:16
Фотографии http://www.pereyezd.ru/photogallery.php?album_id=104
Пожалуйста залогиньтесь для добавления комментария.
Рейтинг доступен только для пользователей.

Пожалуйста, залогиньтесь или зарегистрируйтесь для голосования.

Отлично! Отлично! 100% [2 Голоса]
Очень хорошо Очень хорошо 0% [Нет голосов]
Хорошо Хорошо 0% [Нет голосов]
Удовлетворительно Удовлетворительно 0% [Нет голосов]
Плохо Плохо 0% [Нет голосов]
Гость
Имя

Пароль



Вы не зарегистрированны?
Нажмите здесь для регистрации.

Забыли пароль?
Запросите новый здесь.
Реклама
Приглашаем прочесть лучшие советы и лайфхаки для неё на foxsovet.com.
Поезд напрокатРусский ОбозревательЭкстремальный портал VVV.RUВсе песни Владимира ВысоцкогоSpyLOG