Главная · Статьи · Ссылки · Все УЖД сайта · Схемы ж. д. России · О ПРОЕКТЕПятница, Апреля 19, 2024
Навигация
Главная
Статьи
Ссылки
Фотогалерея
Форум
Контакты
Города
Ж/д видео
Все УЖД сайта
Условные обозначения
Литература
Схемы ж. д. России
О ПРОЕКТЕ
Сейчас на сайте
Гостей: 1
На сайте нет зарегистрированных пользователей

Пользователей: 146
Не активированный пользователь: 0
Посетитель: ed4mk
Весьегонский ТУР
Сергей Костыгов

ВЕСЬЕГОНСКИЙ ТУР


Весной 2007 года, когда прошла уже мартовская капель, почти растаял снег на полях и тёплые солнечные лучи с каждым днём оживляли природу, состоялся паровозный тур по участку Сонково – Весьегонск. Что такое паровозный тур? Это обкатка настоящего «живого» паровоза. Как правило, она проводится на одном из малодеятельных участков, с приглашением группы лиц, фотографирующих и снимающих видеокамерами паровоз по ходу поездки на заранее выбранных организатором тура точках – фотостопах. Весьегонский тур, как и большинство красивых и «душевных» паровозных поездок по российской глубинке, был организован председателем Всероссийского общества любителей железных дорог Алексеем Борисовичем Вульфовым. Для проведения тура был выбран тихий живописный участок Октябрьской железной дороги. И паровоз был с Октябрьской, СО18-2018, приписки знаменитого в среде паровозных фанатов ТЧ-7. Отправление из Сонково было запланировано на 9 утра 24 марта, в субботу. К этому времени питерские любители могли добраться на указанную станцию в специально выделенном вагоне, прицепленном к поезду 607 Санкт-Петербург – Сонково, московские же любители добирались в тверскую глубинку либо на неторопливом поезде 602 сообщением Москва – Рыбинск с Белорусского вокзала, либо на личном автотранспорте. Последним способом и воспользовалась наша маленькая группа.

Выехали из Москвы ранним утром в субботу. Незаметно пролетели два часа до Твери по тёмной полупустынной Ленинградке. Тверь, волжский мост. Тихая, спокойная река, уже оттаявшая ото льда, несёт свои воды на юг. За Тверью наступает рассвет. Первая остановка была на путепроводе Бежецкого шоссе через торфовозную узкоколейку Васильевского ППЖТ. Блестящие рельсы на чёрной насыпи в окружении мрачного леса устремились точно на восток, как раз туда, где над горизонтом вставал яркий красный диск солнца. Обалденное зрелище!

В Бежецке солнце светило уже вполне высоко. Половина восьмого. Милый провинциальный городок оживал, встречал ясное весеннее утро. Немного поплутав по улочкам, мы нашли-таки непростой путь через город, ведущий на искомое шоссе. И вот, наконец, Сонково – крупный посёлок железнодорожного узла Октябрьской дороги. Здесь пересекаются два однопутных железнодорожных хода: Рыбинск – Бологое – Псков, и Москва – Савёлово – Санкт-Петербург. Но если по первому движение более или менее частое и стабильное, на втором поезд застать – событие. Пара-тройка грузовых, пара местных грузопассажирских – вот и весь графиковый набор. Но нас-то эта малодеятельная дорога и интересует. Здесь мы с паровозом и фотостопами никому не помешаем!

За деревянными одноэтажными домишками показался зелёный вокзал. Мы прибыли вовремя, в начале девятого. Припарковав «уазик» на безлюдной привокзальной площади, вышли на перрон. А там вовсю кипела жизнь. Готовился к отправлению грузопассажирский поезд Сонково – Пестово с тепловозом М62, в восточной горловине коптил небо прибывающий со стороны Рыбинска 2ТЭ116 с наливным, а на пятом от вокзала пути пускал в небо облачка дыма наш паровоз. Он стоял с составом из одного классного и восьми порожних цистерн, парил и шипел. Вокруг суетились любители с фотоаппаратами, помощник машиниста с большой чёрной маслёнкой. У вокзала дивились зрелищу кучка железнодорожников в оранжевых жилетках и два милиционера. Да, не часто в Сонково такая «демонстрация» случается.

Пока здоровались с друзьями и знакомыми, графиковые поезда разошлись, пути опустели, и наш специальный поезд стал готовиться к отправлению. До станции Овинище он должен был следовать без остановок, поэтому мы решили сопровождать его на машине, фотографируя по пути. На первый фотостоп отправились заранее. Точка съёмки была выбрана рядом с Сонково, в двух километрах от станции, на переезде. Железная дорога здесь аккуратно выныривала из галереи ёлочек, пересекала шоссе и уходила в левую кривую. После нескольких минут ожидания со стороны станции послышался характерный звук паровозной отсечки. Его никак нельзя было перепутать с ворчанием тепловозного дизеля. Выпуская в небо хлопья белого дыма, чёрный паровоз приблизился к переезду, издал мощный гудок. Шипя, пролетел мимо, загрохотал по стыкам состав. Процессию замыкал прицепленный в хвосте тепловоз ТЭМ2. Ему суждено было транспортировать поезд с паровозом назад из Весьегонска. Не без интереса наблюдали мы, как перед самым паровозом из остановившегося у переезда «жигулёнка» с местными номерами выскочил удивлённый паренёк и стал снимать проход поезда на сотовый телефон

Дым ещё не рассеялся в небе, а мы уже мчались к «уазику». Паровоз идёт быстро, а нам нужно успеть обогнать его до станции Красный Холм. Дороги вдоль железнодорожной линии нет, нужно ориентироваться по карте. Вновь проскочив Сонково, мы выехали на разбитый просёлок. Часть пути здесь лежал асфальт, остальная представляла собой неровный грейдер. На грейдере мы потеряли немало драгоценных минут, но, вихрем ворвавшись в Красный Холм, успели-таки к проходу паровоза по старинному мосту через реку Могочу. .


За Холмом было проще, здесь шоссе шло почти параллельно железной дороге. Следующий фотостоп был организован на переезде у входного светофора станции Остолопово, встречавшей наш ретропоезд зелёным, затем в живописной S-образной кривой перегона Остолопово – Овинище. Наконец, свернув с трассы на расквашенную полевую дорогу с огромными полноводными лужами, мы прибыли на станцию Овинище-1. Пока «уазик» пробирался сюда от шоссе, поезд уже прибыл на главный путь, и замер напротив уютного деревянного вокзальчика. Лишь паровоз тихонько попыхивал, нарушая тишину тёплого весеннего дня.

В выходной горловине станции Овинище-1 велись путевые работы, на боковом пути стоял состав путеукладчика, на стрелках работал хозяйственный поезд с тепловозом 2М62у. Отправление нашего ретропоезда откладывалось. Выяснив принцип дальнейшего движения (а с этого момента оно должно было идти с фотостопами), мы решили оставить машину у вокзала и дальше ехать на поезде. Закинув вещи в плацкартный вагон, стали ждать отправления. А возле паровоза, о чём-то беседуя, расхаживали машинист-инструктор, бригада, путейцы, дежурная в красной фуражке. На ярком солнце искрились и активно таяли последние островки снега, приятно попахивали креозотом нагревшиеся на солнце чёрные деревянные шпалы. Наконец на выходном светофоре загорелся зелёный. Паровоз надрывно загудел, зашипел и с облаками пара и дыма тронул состав с места. Первое отправление было не настоящим, а инсценированным для фото и видео (на сленге – «фальстарт»). Заждавшиеся любители оккупировали штабель старогодних шпал, узрев в нём идеальную точку для съёмки, и висели на нём, словно гроздья. Пока все были заняты паровозом, моя супруга Елена подловила момент, запечатлев замерших в напряжении фотографов.

Но вот все загрузились в вагон. Загрохотали по стыкам колёса, потянулся за окнами весенний лес. Ведомый паровозом поезд шёл почти плавно, с лёгким, характерным для паровозной тяги подёргиванием. Шёл по тихой железной дороге в залитую солнцем даль. Любительская братия шумно галдела, обсуждала последние впечатления, вспоминала предыдущие поездки. Не прошло и десяти минут, как где-то далеко впереди паровоз издал «три коротких», и состав довольно резко встал. «Это что за остановка?» – послышались комментарии. Мы выпрыгнули из вагона на снег. Впереди, за составом цистерн, «курился» паровоз, перед ним «двумя жёлтыми» горел входной светофор поста Овинище-2. Вот что это за остановка. Знакомые со спецификой паровозных туров участники поездки, вооружённые фотоаппаратами, уже ринулись вдоль состава вперёд. Надо успеть добежать до поста и занять удобную съёмочную позицию.

Пост Овинище-2 представлял собой маленький деревянный домик, расположенный у путей. Напротив него от главного хода ответвлялась ветка на Весьегонск. Путевое развитие на редкость простое: стрелка, предохранительный тупик, кривая. Пост находился в выемке, что давало возможность снять проход паровоза с высоты, забравшись на бугор. Кое-кому из фотографов высоты бугра было мало, и он оседлал телефонный столб. И вот снова протяжный гудок, и дымящий паровоз показывается из-за деревьев, величественно приближается к стрелке. Мощный столб пара взвивается над стройными ярко-зелёными елями в ясное голубое небо.


На перегоне Овинище-2 – Весьегонск паровоз несколько раз останавливался на фотостопы, устраивались «проходы» – паровоз осаживал состав метров на пятьсот назад и, открыв почти на полную регулятор, проносился мимо толпы фотографов, обдавая их паром и копотью, удалялся в залитый солнцем лес, а потом ждал, пока участники поездки соберутся в вагоне. На последнем «стопе» мы окончательно сошли с поезда и, напоследок сфотографировав, помахали ему рукой. Торчать в Весьегонске нам не хотелось, лучшим вариантом было устроить небольшой пикник на природе, отдохнуть на травке под щебетание птиц и уехать через полтора часа в Овинище с грузопассажирским. Так и поступили. Прошли пешком с километр до ближайшего остановочного пункта 354-й км, расположенного у тихой деревушки Лукино, устроились на сухом оттаявшем бугорке, развели костерок. Солнечные лучи играли на стволах раскидистых берёз, набухали почки на ветках кустарника. Где-то под насыпью журчал весенний ручеёк. Спокойствие, умиротворение. А рядом извиваются в кривой блестящие рельсы «деревянной дороги» – на деревянных шпалах и песчаном балласте, и скоро по ним пойдёт поезд.

А грузопассажирского поезда № 953 всё не было. Оказалось, наш паровоз выбил его из графика по Весьегонску на целый час. За это время меня подхватили проезжавшие мимо по шоссе товарищи (они не стали оставлять машину, а поехали параллельно поезду до Весьегонска) и подбросили в Овинище, где я сел на свой «уазик» и вернулся за остальными. Можно, было, конечно, не торопиться, если бы не долгая дорога домой.

Пока я ездил за машиной, со стороны Весьегонска показался грузопассажирский. Он вполне оправдывал своё название: тепловоз М62-1746, три классных (один местный, второй – прицепной Весьегонск – Москва, третий – прицепной Весьегонск – Санкт-Петербург) и один порожний полувагон. На остановке из поезда вышли целых пять пассажиров, отправились в деревню. Стук колёс затих, Весьегонская ветвь снова погрузилась в тишину и спокойствие.

А закончили мы эту поездку получасовой остановкой на разъезде Бежецкий Васильевский узкоколейки, что под Тверью. На этот раз блестящий, непривычно узкий после «ширококолейного» дня путь вёл на закат. Солнце уже село, лишь узкая розовая полоска выделялась над чёрным контуром леса. Она и давала необычный красноватый отблеск на рельсах. Но вот прошло пять минут, и этого огня не стало. Закат окончательно потух, маленький разъезд погрузился во мрак. Насыщенный, полный впечатлений день закончился. Включив фары, я выехал на шоссе и, с сожалением взглянув назад, взял курс на Москву.


admin апреля 02 2009 12:45:05
ФОТОГРАФИИ - З Д Е С Ь
Пожалуйста залогиньтесь для добавления комментария.
Рейтинг доступен только для пользователей.

Пожалуйста, залогиньтесь или зарегистрируйтесь для голосования.

Отлично! Отлично! 100% [1 Голос]
Очень хорошо Очень хорошо 0% [Нет голосов]
Хорошо Хорошо 0% [Нет голосов]
Удовлетворительно Удовлетворительно 0% [Нет голосов]
Плохо Плохо 0% [Нет голосов]
Гость
Имя

Пароль



Вы не зарегистрированны?
Нажмите здесь для регистрации.

Забыли пароль?
Запросите новый здесь.
Реклама
Подметально уборочная машина в Москве для уборки мусора.
Поезд напрокатРусский Обозреватель