Главная · Статьи · Ссылки · Все УЖД сайта · Схемы ж. д. России · О ПРОЕКТЕMonday, December 17, 2018
Навигация
Главная
Статьи
Ссылки
Фотогалерея
Форум
Контакты
Города
Ж/д видео
Все УЖД сайта
Условные обозначения
Литература
Схемы ж. д. России
О ПРОЕКТЕ
Сейчас на сайте
Гостей: 1
На сайте нет зарегистрированных пользователей

Пользователей: 146
Не активированный пользователь: 0
Посетитель: ed4mk
Путешествие в ПАЙ
Автор - Р. Молочников

Этот район на стыке Ленинградской области и Карелии давно интересовал нас. Сначала при изучении карт внимание привлекла «неправильная» просека, больше похожая на трассу дороги, затем выяснилось, что в этом районе когда-то существовал Пайский леспромхоз, потом поступила информация, что леспромхоз располагался с другой стороны от железной дороги. И совсем недавно от друзей из Питера стало известно, что это была финская военно-полевая узкоколейка, уничтоженная в 1940 году во время советско-финской войны.

При всём сомнительном интересе посмотреть на разобранную узкоколейку одно обстоятельство отпугивало нас – относительная труднодоступность района. Ехать на поезде до ст. Пай, а далее пешком? Но, судя по карте, дорога, пересекая несколько речек, где вряд ли сохранились мосты, теряется в болотах и упирается в Ивинский разлив, образовавшийся позже. А если заходить с другой стороны, то надо ехать на машине, причём кроме «УАЗика» для тех мест никто у нас ничего лучше ещё не придумал, разве что «ГАЗ-66»!

Говорят, что идеи витают в воздухе. Так получилось и в этот раз. Придя как-то в клуб любителей железных дорог, я услышал предложение Ильи Семёнова о поездке в Пай. На замечание о необходимости «УАЗика» поступил ответ, что «УАЗик» есть! Но кончилась весна, началось лето, а подходящего времени на поездку не находилось. В середине лета меня стал теребить ещё один наш путешественник – Илья Некрасов, готовый поехать куда угодно, хоть во Владивосток, но только на неделю.

С отпуском у всех всё «срослось» в начале августа, и вот в намеченный час мы грузились в стоящий «под парами» автомобиль. «УАЗ» Семёнова оказался самым обычным, тентованным, с военными сиденьями. Разницы между сиденьями «УАЗика»-люкс и военными в дальней поездке я не заметил, а вот тент на этой сравнительно новой машине в сильный дождь вздумал протекать!

Маршрут для поездки выбрали такой: Москва – Ярославль – Вологда – Вытегра – Вознесенье – северный берег р. Свирь. Так оказалось ближе, чем по Ленинградке, и спокойнее. Пока ехали по Московской области, нас сопровождал мелкий дождик, после Ярославля стало уверенно проглядывать солнце, а после Вологды мы иногда попадали в ленивые грозы. Такая гроза никак не хотела уходить вечером, когда мы стали искать место для ночлега у озера на северо-западе Вологодской области. Место нашлось быстро, на берегу озера Керженское, на мыске, выдававшемся недалеко в озеро, где деревья подступали к самой воде. В лесу было сыро, с деревьев капало, быстро темнело. Этому мы противопоставили оперативно вставшую палатку, зажжённый костёр с бурлящим котелком и традиционный русский напиток. О подобной ночёвке в лесу можно только мечтать! Утром, окунувшись в заметно остывшее озеро, почувствовали себя заново рождёнными и готовыми к поисковым подвигам.

На стыке Вологодской и Ленинградской областей закончился асфальт и начался грейдер. А что может быть лучше «УАЗика» на грейдере?

Дорога до Вознесенья заняла ещё полдня; мы опасались, что попадём к парому через р. Свирь к началу какого-нибудь перерыва. Так оно и вышло. С 14.30 до 15.30 пришлось осматривать местные достопримечательности и магазины. В магазинах всё как везде, а вот из достопримечательностей порадовал памятник Ленину в виде бюста, стоящего на книжках, причём самые нижние – «Капитал» – принадлежали руке другого писателя.

Вскоре прибыл и наш паром – большой буксир-толкач и широкая вместительная баржа. Кроме нашей было много легковых машин с мурманскими, карельскими, иностранными номерами (многие пользуются этой дорогой, поскольку она до Москвы короче), ещё влез лесовоз, загруженный старыми брёвнами, хотя на другом берегу такого добра должно быть больше. Видимо, таков местный бизнес (плата за паром 120 руб. с машины, 8 с человека, местные машины бесплатно, лесовоз например).

Съехав с парома, мы практически попали в первую намеченную нами точку путешествия. Главная дорога (грейдер, трассой назвать нельзя) пошла вдоль Онежского озера в сторону Петрозаводска, собирая все посёлки. А нам надо налево, вдоль берега Свири, до Красного бора. Там когда-то была станция крупной лесовозной УЖД, разобранной ещё в 1991 – 92 гг. Изрядно заросшую бывшую станцию заметили не сразу, лишь сориентировавшись по ровному ряду жилых домов, стоящих на отшибе. Проехав вдоль домов, мы практически проехали и вдоль станции. Обнаружили и другие характерные черты – кабины от ТУ6, кузов мотрисы АМ1, пара недобитых вагонов ПВ40, две кабины от мотовозов МД54, и ещё два кузова от автобусов ЛАЗ-966 (с воздухозаборником на крыше – интересных, но не имеющих к УЖД никакого отношения).

Немного походив по станции, заметили бывший «треугольник» – пути для разворота паровозов. На нём местами ещё лежали рельсы, заросшие травой. По бывшей насыпи главного хода шла небольшая тропинка: видно было, что здесь ходят охотники и грибники. Пройдя метров 500 по этой тропинке, мы убедились в том, что слева и справа – сплошное болото, а разборка УЖД осуществлялась по рельсам, поэтому насыпь не утрамбована тракторами, и непроезжая даже для «УАЗика». А проехать туда нам хотелось, поскольку где-то километрах в восьми эта УЖД должна была пересекать финскую дорогу, Пай-Онежскую, как называют её местные.

Вернувшись в посёлок, мы заметили насыпь ж/д ветки, уходящей в сторону. Проехав вдоль неё, обнаружили 2 кабины от ЭСУ1а. Ветка, судя по всему, шла в деревянный гараж для ЭСУ, поскольку здание депо когда-то было возле станции. В общем, накопилось у нас вопросов без ответов, и настало время поговорить с местными жителями.

С трудом, но всё же удалось отыскать толковых мужиков, которые рассказали, что Пай-Онежская дорога разобрана и от неё ничего не осталось, кроме насыпи. Финны-де использовали её для строительства артиллерийских батарей в районе Гак-Ручья. Рассказали, что добраться до неё можно только пешком и только по насыпи лесовозной УЖД, где мы и видели тропинку. Время у нас ещё было, и мы решили проехать на «УАЗике» по главному грейдеру, поискать следы Пай-Онежской УЖД в районе деревни Щелейки, где она должна была подходить к Онеге. Ничего не найдя и полюбовавшись деревянной церковью в Щелейках, мы решили поискать ещё одну дорогу в этих краях – карьерную УЖД, построенную в 1942 г. Она предназначалась для вывоза камня диабаза на берег Онеги для перегрузки на баржи.

Немного поплутав, мы обнаружили дорогу на ровной насыпи, плавно уходящую вбок. Сомнений ни у кого не осталось – это бывшая УЖД! Решили проехать по ней. Дорога сначала шла ровно и была немного наезжена, но чем дальше, тем становилась более заросшей, и в конце концов километра через три, поблуждав в зарослях, мы окончательно потеряли трассу.

Ночевать решили на берегу Онежского озера, между Щелейками и Вознесеньем, где грейдер проходит недалеко от берега озера.
Утро на Онеге было удивительным, тишайшим. От озера поднималась дымка, небо же хоть и светлело от утреннего солнца, тоже было подёрнуто лёгкой дымкой, да так, что сливалось с озером. Поверхности воды было не видно с берега, и казалось, что за ним облако: шагнёшь и полетишь в никуда.

Но под стук топора, звон посуды и запах горячего завтрака день вступал в свои права. Налетел ветерок, сдул дымку с озера, и стали видны далёкие корабли, почти неподвижно бредущие своей дорогой.

Для начала решили вернуться в Красный Бор и ещё немного потолковать с местными. Однако там мы не услышали ничего нового, кроме того, что на этом берегу Свири полно финских укреплений. А всё вооружение оттуда снимали и вывозили в начале 50-х годов местные жители под присмотром военных.

Найти укрепления в Вознесенье оказалось делом несложным, но мы не думали, что они окажутся столь грандиозными! На ум пришло подходящее слово: форт. По существу там оказались две скалы, разделённые небольшой прогалиной, в каждой из них – фортификационные сооружения. В первой скале сверху вырублены траншеи, из которых через гермодверь можно было попасть в систему подземных сооружений. Судя по всему, там находились казарма, НП, пулемётные и даже артиллерийская точки. Часть помещений оказалась взорвана и завалена. На самой высокой точке когда-то стояла поворотная башня, от которой осталось характерное бетонное основание. Через прогалину мы подошли ко второй скале. Сразу бросился в глаза широкий вырубленный ход в пещеру, ветвящуюся в конце направо и налево. Сюда мог спокойно въехать и развернуться «УАЗик». Слева оказался тупик, а справа – бункер с двумя пулемётными гнёздами и что-то ещё, но дальше громоздился завал. Было похоже на проход в наблюдательный бункер и пулемётную точку, расположенные с другой стороны скалы, обращённой прямо к р. Свирь.
Находясь под впечатлением, провожаемые шипением потревоженных гадюк, мы всё же решили вернуться к своим задачам: ещё раз съездить в Щелейки, расспросить там о Пай-Онежской железной дороге и отыскать-таки старое депо карьерной УЖД.

На этот раз поиски увенчались успехом. Мы обнаружили довольно высокое здание, сложенное из диабаза, походившее на развалины средневекового замка. Оно давно заросло деревьями, отчего образовался непроходимый бурелом. Площадка станции почти не читалась, а ворота депо, обращённые к лесу, вообще сбивали с толку, не давая разобраться, как именно тут лежали пути. Было ясно одно: дорога мертва очень давно, и никаких артефактов тут нет.

Решили, что сегодня у нас осталось времени только на то, чтобы добраться до посёлка Пай с одноимённой ширококолейной станцией и произвести на месте разведку бывшей УЖД. Причём прямой дороги, как всегда, не было, и нам предстоял крюк километров 150. Из них километров 50 – грейдер до Шокши, от неё уже пошёл сносный асфальт. На полпути между Шокшей и Педасельгой, судя по карте, должно было существовать примыкание из Пяжиевой Сельги. Повернув в похожем месте, мы оказались на грунтовой дороге, плавно уходящей влево от трассы. Дорога была на невысокой насыпи, справа и слева читались аккуратные канавы. Никаких сомнений не осталось: это и есть бывшая УЖД. Чуда здесь тоже не произошло – очень давно тут не ходили поезда и были сняты рельсы.
Мы двинулись дальше. В Педасельге предстоял поворот на дорогу через Ладву в Пай. Проезжая Пухту, мы тщательно высматривали переезд с бывшей УЖД из Пяжиевой Сельги. А через 6 километров – ещё один переезд с узкоколейкой из Ладвы Ветки. Но здесь тоже давно не было никакой УЖД, а по её трассе в обе стороны проложили хорошую грейдерную дорогу. Грейдер оказался свежим – кое-где его по-прежнему подсыпали, а в местах пересечения с ручьями-речушками были видны сдвинутые бульдозером в сторону остатки деревянных мостов УЖД. При въезде в Ладву Ветку слева открылся большой лесозавод. Повсюду проглядывали узкоколейные артефакты: вагоны (точнее, кузова), среди которых наше внимание привлёк хорошо сохранившийся кузов редкого пассажирского вагона ПВ-38. Но некогда останавливаться, до Пая оставалось ещё 18 километров неизвестной дороги.

Въехав в Пай, мы для начала решили кинуть взгляд на то, что осталось от УЖД Пайского леспромхоза с западной стороны от станции. Как оказалось, не осталось вообще ничего: пара шпал в траве не в счёт. Пока плутали по посёлку, наткнулись на живой «ГАЗ-67» с пройденным ТО-2005! Пустячок, а приятно!
День клонился к вечеру, а мы ещё не добрались до нашей цели! Вот и искомое место с восточной стороны станции, вот что-то похожее на насыпь УЖД с грунтовой дорогой на ней плавно заворачивает в лес мимо поселкового кладбища, вот уже небольшая, но очень характерная выемка. Сомнений нет, это и была та самая финская дорога. Но радоваться было ещё рано. Не проехав и километра, мы упёрлись в перепаханную местность. Широкой полосой метров в 200 поперёк прошла трасса ЛЭП. Дорога свернула куда-то совсем не туда, и мы решили поискать трассу пешком. Но удивительное дело! Поблуждав по зарослям и вырубкам битый час, мы ничего не нашли… А солнце уже совершенно очевидно хотело коснуться горизонта! Надо было поспешать, ибо в тот день у нас было ещё одно важное дело: дорога домой. Мы надеялись проехать дальше на юг через Ревсельгу и далее через границу областей – Ленинградской и Карелии – на Токари Ленобласти, значительно сократив свой путь и сэкономив уйму времени. Но не тут-то было. Поначалу хорошая наезженная дорога вселила в нас надежду, но потом следов на ней становилось всё меньше, и в конце концов как это всегда бывает, дорога упёрлась в стену леса. Вот она, граница областей! Влево вниз уходила дорожка, по которой кто-то недавно проехал на «Кировце»…
Выезжать решили немедленно, через Петрозаводск. Проезжая мимо, кинули последний взгляд на Пай-Онежскую УЖД, в этот раз так и не открывшую нам свои тайны.

Ночевали на одном из многочисленных озёр, а утром решили проехать через городок Ладву на реке Ивенке, расположенный в стороне от станции Ладва Ветка. Когда дорога пошла вдоль Ивенки, мы пожалели, что вчера не доехали до неё. Сам городок Ладва, расположившийся вдоль речки, оказался очень приятным. Старинные деревянные домики соперничали друг с другом в солидности и ветхости. Всё меньше в России таких мест, напоминающих о древней истории края.

Неторопливо попетляв по Петрозаводску, остановились в центре, чтобы купить сувениров. После лесов и деревень, озёр и рек этот город нам показался центром цивилизации со всеми атрибутами – супермаркетами, троллейбусами, покрашенными бордюрами и автомобильными пробками. Мы не стали задерживаться в городе, лишь проверили бывшую УЖД кирпичного завода в пригороде Петрозаводска (давно уже нет ни этой дороги, ни самого завода) и выехали на трассу Петрозаводск – Ленинград.

Выбрались на дорогу к Бокситогорску. Немного поплутали в городе, пытаясь найти дорогу на Неболчи. Жаль, не удалось увидеть экзотические тепловозы ТЭ114… Избрав наконец нужное направление, пересекли бывшую трассу Бокситогорской УЖД – всё давно уже разобрано.

Ближе к границам областей опять пошла грейдерная дорога, а от Неболчи до Боровичей уже лежал асфальт. По пути мы решили заехать в Ваган. Там когда-то была лесовозная дорога, и И. Семёнов помнил её ещё действующей. Однако и здесь всё уже было разобрано и сдано в металлолом. Только почерневшее деревянное локомотивное депо без ворот ещё боролось за жизнь без посторонней помощи да площадка маленькой станции с линией главного хода ещё не успели зарасти мелколесьем. Это и было нашей последней познавательной остановкой на пути к Москве.

В 20.00 первой августовской субботы мы с И. Некрасовым выгружались из бравого «УАЗа» возле ст. м. Речной Вокзал. Завтра воскресенье и… День железнодорожника! Новый день – новые впечатления!
admin December 05 2007 17:43:27
Фото http://www.pereyezd.ru/photogallery.php?album_id=10
bolachenko March 02 2009 20:02:26
В каком году происходила поездка?
geleznyj dorognik June 24 2009 15:10:30
2005-й год аднака. Вспомнил с трудом smiley.
Пожалуйста залогиньтесь для добавления комментария.
Рейтинг доступен только для пользователей.

Пожалуйста, залогиньтесь или зарегистрируйтесь для голосования.

Нет данных для оценки.
Гость
Имя

Пароль



Вы не зарегистрированны?
Нажмите здесь для регистрации.

Забыли пароль?
Запросите новый здесь.
Реклама
Варианты пленок пвх каталог пленок.
Поезд напрокатРусский ОбозревательЭкстремальный портал VVV.RUВсе песни Владимира ВысоцкогоSpyLOG