Главная · Статьи · Ссылки · Все УЖД сайта · Схемы ж. д. России · О ПРОЕКТЕЧетверг, Марта 28, 2024
Навигация
Главная
Статьи
Ссылки
Фотогалерея
Форум
Контакты
Города
Ж/д видео
Все УЖД сайта
Условные обозначения
Литература
Схемы ж. д. России
О ПРОЕКТЕ
Сейчас на сайте
Гостей: 1
На сайте нет зарегистрированных пользователей

Пользователей: 146
Не активированный пользователь: 0
Посетитель: ed4mk
ПереезД [dot] РУ | Основной форум | Общие вопросы
Автор Уничтожение железных дорог широкой колеи после 1991 года
0
Пользователь

Сообщений: 834
Зарегистрирован: 07.02.07
Опубликовано 19-07-2008 14:06
Предпринята попытка составить список железнодорожных линий, уничтоженных
(полностью разобранных либо приведённых в нерабочее состояние при
отсутствии реальных перспектив восстановления) после 1991 года.
Список пока охватывает только территорию Российской Федерации. Список в нынешнем виде не является полным.
Буду благодарен дополнениям и уточнениям.




-------Московская железная дорога-------

Климов - Семёновка (Брянская область - Украина)
Движение было прекращено в 1997 году, позднее разобрана.

Еленск - Дудорово (Калужская область)
http://briansk.ru/society/200719/26849.html
http://www.parovoz.com/newgallery/pg_view.php?ID=75172&LNG=RU (название станции в подписи ошибочное - "Дудорево" )


Мытищи - Пирогово (Московская область)
Пассажирское движение прекращено в 1996 году, грузовое движение - в 2000 году,
разобрана в 2001 (?) году. Была электрифицирована.
http://www.tram.rusign.com/pirogovo/
http://ivda.by.ru/vetki/pirogovo/pirogovo.html

Нахабино - Павловская Слобода (Московская область)
Движение было прекращено в конце 1996 года, позднее разобрана.
Была электрифицирована.
http://ivda.by.ru/vetki/nahpav/nahpav.html

Тёплое - Волово - Куликово Поле (Тульская область)

северный обход Смоленского узла (Смоленская область).
Разобран не позднее 1999 года.






-------Северо-Кавказская железная дорога-------

Морозовская-Южная - Цимлянская (разобран не полностью)

Сосыка - Уманская (полностью разобран)

Песчанокопская - Красная Гвардия (полностью разобран).
В 1990-х годах через него следовал поезд Ставрополь - Москва...



-------Калининградская железная дорога-------

Светлогорск - Приморск (рельсы пока на большей части линии лежат, но путь непригоден для движения).




-------Октябрьская железная дорога-------

Вещёво - Житково (разобран)

Элисенваара - Сювяоро (обсуждается возможность восстановления)
http://perecheek.narod.ru/elsimp.pdf
http://www.gov.karelia.ru/Karelia/1325/21.html - о возможном восстановлении


-------Юго-Восточная железная дорога-------

Лев Толстой - Троекурово (полностью разобран)



------- Северная железная дорога-------

Шежам - Айкино. Линия полностью разобрана не позднее 2004 года,
несмотря на то, что Айкино - районный центр, имеющий несколько промышленных предприятий.




-------Горьковская железная дорога-------

Постой - Лапшанга (законсервирован, скорее всего ещё не разобран)


---------------------


Нолька - Новый Цинглок
Разобран в 2002 году.


---------------------


Нерудная - Судогда (разобран ориентировочно в 2005 году)



-------Западно-Сибирская железная дорога-------

Русская Поляна - Кызыл-Ту (Омская область - Казахстан)
Участок Граничная - Кызыл-Ту не действует с 1990-х годов,
участок Русская Поляна - Граничная с 2006 (?) года.
http://kvnews.ru/archive/2006/jur9(732)/realty/4421/

---------------------

Новоугловское - Локоть
http://www.ap.altairegion.ru/134-03/gv.html

---------------------

Кокошино - Пихтовка
http://www.transsib.ru/Article/article-vnovosib01.htm
http://www.dzd-ussr.ru/forum/viewtopic.php?t=881&sid=1
http://fotodoroga.narod.ru/Article/penek-malchiha.html
http://www.vn.ru/01.09.2000/citynews/6214/
http://www.offroadmaster.ru/MVD/2007.09.1/index01.html
http://www.geocaching.su/?pn=101&cid=3893
http://unla.webservis.ru/sprav/tabl/4/zs/4-33.htm


---------------------


Мереть - Среднесибирская. Двухпутная железнодорожная линия строилась с 1980-х годов, к 1997 году была готова более чем на 80 процентов.

Практически везде было открыто рабочее движение, эксплуатировалась ОВЭ. В 1997 году принято решение о ликвидации дороги.



http://infopravo.by.ru/fed1997/ch07/akt23884.shtm

МИНИСТЕРСТВО ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

УКАЗАНИЕ
от 8 января 1997 г. N 5пр-у

О ПОЛНОМ ПРЕКРАЩЕНИИ СТРОИТЕЛЬСТВА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОЙ
ЛИНИИ МЕРЕТЬ - СРЕДНЕСИБИРСКАЯ

Для вывоза углей Кузбасского бассейна в западные районы страны
с 1984 года на Кемеровской и Западно-Сибирской железных дорогах
велось строительство двухпутной, электрифицированной
железнодорожной линии Мереть - Среднесибирская, протяженностью
230 км.
В 1995 году финансирование этой стройки из федерального
бюджета было прекращено.
На достройку железнодорожной линии по пусковому комплексу
необходимо 850 млрд. рублей в текущих ценах. При эксплуатации
линия будет приносить убытки 100 - 120 млрд. рублей ежегодно.
Существующие мощности двухпутных железнодорожных направлений
Артышта - Барнаул и Инская - Проектная обеспечивают на перспективу
вывоз грузов из Кузбасса.
Учитывая эти факторы, Правительство Российской Федерации
согласилось с предложением МПС России о полном прекращении
строительства железнодорожной линии Мереть - Среднесибирская.
Министерство путей сообщения Российской Федерации приказывает:
1. Принять к руководству и исполнению решение заместителя
Председателя Правительства Российской Федерации О.И. Лобова
(протокол от 27.11.96 N ОЛ-П10-37пр "О железнодорожной линии
Мереть - Среднесибирская", прилагается).
2. Начальнику Кемеровской железной дороги В.И. Старостенко,
начальнику Западно-Сибирской железной дороги А.К. Бородачу:
2.1. В декадный срок проинформировать подрядные строительные
организации, местную администрацию, банки, территориальные органы
Госкомимущества России о полном прекращении строительства
железнодорожной линии Мереть - Среднесибирская.
2.2. В месячный срок создать под председательством главных
инженеров железных дорог дорожные комиссии по оценке состояния и
путей реализации имущества незавершенной строительством
железнодорожной линии Мереть - Среднесибирская (в их состав, по
согласованию, включить представителей проектных и подрядных
строительных организаций, территориальных органов Госкомимущества
России и местной администрации).
Дорожным комиссиям обеспечить:
- инвентаризацию и переоценку незавершенного строительства и
основных фондов;
- подготовку предложений по использованию прекращаемых
строительством объектов, зданий, сооружений и другого имущества
железнодорожной линии, в том числе передаче на баланс, продаже
юридическим и физическим лицам по согласованию с территориальными
органами Госкомимущества России;
- получение от подрядных организаций проектно-сметной и
исполнительной документации, сдачу их в архив;
- составление и утверждение сметы на разборку объектов
железнодорожной линии, проекта на рекультивацию земель;
- определение убытков заказчика;
- представление предложений в МПС России по вопросам,
требующим решения Правительства Российской Федерации.
2.3. Материалы работы комиссий с выводами и предложениями
представить в МПС России в мае 1997 года.
3. Заместителям министра В.Т. Семенову, А.В. Мартынчуку с
участием руководства Кемеровской и Западно-Сибирской железных
дорог, причастных департаментов и управлений МПС России
рассмотреть представленные дорожными комиссиями материалы и
подготовить согласованные решения по списанию убытков, размерам
дополнительных затрат и источникам их покрытия.
4. Заместителю министра А.О. Богдановичу, начальнику
Департамента социальной политики и охраны труда М.А. Абдуллаеву,
начальнику Кемеровской железной дороги В.И. Старостенко в феврале
1997 года разработать и по согласованию с главой администрации
Кемеровской области утвердить порядок и сроки передачи местной
администрации введенного в эксплуатацию жилья, объектов социальной
сферы, коммунального хозяйства, энергоснабжения в железнодорожном
поселке Салаир.
5. Начальникам департаментов МПС России: пути С.А. Рабчуку,
электрификации и электроснабжения В.В. Мунькину совместно с
Кемеровской, Западно-Сибирской железными дорогами в феврале
1997 года подготовить предложения по использованию разбираемых
материалов верхнего строения пути, конструкций и оборудования
контактной сети и тяговых подстанций.
6. Контроль за выполнением настоящего указания возложить на
заместителя министра В.Т. Семенова.

Первый заместитель
Министра путей сообщения
Российской Федерации
Н.Е.АКСЕНЕНКО






Приложение

ПРОТОКОЛ СОВЕЩАНИЯ
от 27 ноября 1996 г. N ОЛ-П10-37пр

О ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОЙ ЛИНИИ МЕРЕТЬ - СРЕДНЕСИБИРСКАЯ

Министр путей сообщения - А.А. Зайцев
Российской Федерации

Начальник Кемеровской - В.И. Старостенко
железной дороги

Начальник Западно-Сибирской - А.К. Бородач
железной дороги

1. Железнодорожная линия Мереть - Среднесибирская
протяженностью 230 км, двухпутная, электрифицированная,
сооружается с 1984 года.
Целесообразность ее строительства обосновывалась
прогнозируемым к 1995 году ростом добычи углей Кузбасского
бассейна до 180 млн. тонн в год, необходимостью завершения
формирования Среднесибирской железнодорожной магистрали для
разгрузки Главсиба на участке Омск - Ачинск.
Загрузка железнодорожной линии Мереть - Среднесибирская должна
была быть не менее 30 - 35 млн. тонн в год.
С 1995 года финансирование стройки из федерального бюджета
Минэкономики России прекращено.
За последние 5 лет добыча углей в Кузбассе сократилась со
166 млн. тонн до 93 млн. тонн в год, оказались незагруженными
параллельные строящейся линии.
По прогнозным данным в период до 2005 года существенного
увеличения объемов добычи углей и их перевозок не ожидается.
На достройку железнодорожной линии Мереть - Среднесибирская по
пусковому комплексу необходимо 850 млрд. рублей в текущих ценах, а
ее эксплуатация будет, по мнению МПС России, приносить убытки
100 - 120 млрд. рублей ежегодно. Затраты по консервации объектов
железнодорожной линии ориентировочно составят 800 млрд. рублей.
2. Согласиться с предложением МПС России о полном прекращении
строительства железнодорожной линии Мереть - Среднесибирская.
3. МПС России (А.А. Зайцеву) провести в 1997 году
соответствующие мероприятия по реализации принятого решения.
По вопросам, требующим решения Правительства России,
представить предложения.

Заместитель Председателя Правительства
Российской Федерации
О.И.ЛОБОВ


Рельсы были сняты в короткий срок, затем по насыпи была проложена автодорога.

http://www.ognikuzbassa.ru/article/12.html?session=30f321424c56cc6db9eae27b8bde836c












Ведомственные железные дороги



Сошно - Кривая (Тверская область, Смоленская область)
Не использовалась с 1995 года. Разобрана ориентировочно в 2004 году.
http://sd3.livejournal.com/94456.html

---------------------


Филино - Красный Профинтерн (Ярославская область)
Разобрана в 2005 году.


---------------------

Дубовский - Новый Цинглок - Нежнур, Килемарская железная дорога (республика Марий Эл)
Разобрана в 1990-х годах.


---------------------

Суслонгер - Зеленогорск, Юшутская железная дорога (республика Марий Эл)
Разобрана ориентировочно в 2004 году.


---------------------

Селихин - Чёрный Мыс (Хабаровский край)
Разобрана ориентировочно в 2000 году.


---------------------

Москальво - Оха (Сахалинская область)
Разобрана ориентировочно в 1999 году.


---------------------

Мошково - Ташара (Новосибирская область)
Разобрана в 2002 году.
http://fotodoroga.narod.ru/Article/moshkovo-tashara.html
http://www.dzd-ussr.ru/forum/viewtopic.php?t=902


---------------------

Шимановская - Чагоян (Амурская область)
Разобрана не позднее 2005 года. Протяжённость составляла 45 км.

---------------------

Алтышево - Первомайский (Чувашская республика)
Разобрана после 2000 года. Протяжённость составляла 23 км.

---------------------


Волосово - 46 километр (Ленинградская область)
Разобрана не позднее 2000 года.


---------------------


Саяногорск - Черёмушки (республика Хакасия)
Разобрана в 1990-х годах.
http://kibik.hakasia.ru/2007/07/09/sayanogorskcheryomushki/

---------------------

Окрестности города Воркута - Хальмер-Ю (республика Коми). Пассажирское движение
по маршруту Воркута - Хальмер-Ю прекратилось в 1995 году, в 1997 (?) году линия была
разобрана.
В Воркуте имелся вокзал, от которого отправлялись поезда на Хальмер-Ю (когда-то
и по другим маршрутам на ведомственных линиях).

http://wikimapia.org/1752405/ru/- бывший вокзал в Воркуте

http://wikimapia.org/7263970/ru/- станция Сырь-Яга

http://wikimapia.org/4263592/ru - Хальмер-Ю


---------------------

Родники - Хлябово (Ивановская область)
http://photofile.ru/photo/zhd_country/1395870/34940175.jpg - фото бывш. станции Хлябово, 2006 год

---------------------

Бурачиха - Великая Речка (Архангельская область)
Разобрана ориентировочно в 2000 году.

---------------------


Емца - Верховский (Архангельская область)
Разобрана ориентировочно в 1994 году.

---------------------


Летнеозерский - Сосновка (Архангельская область)
Разобрана не позднее 2006 года.

---------------------


Шожма - 23 квартал (Архангельская область)
Разобрана не позднее 2006 года.


---------------------

Коноша - Мирный (Архангельская область)
Разобрана ориентировочно в 2006 году.


---------------------



Мехреньгская железная дорога (Архангельская область)
Последний участок Пукса - Пуксоозеро разобран в 2001 году. Протяжённость
составляла не менее 125 километров.



---------------------


Ерцевская железная дорога (Архангельская область, Вологодская область)
Протяжённость составляла около 200 километров. По состоянию на 2005 год,
оставалось 17 километров (Ерцево - Мостовица), остальное было разобрано.


---------------------



Биркино - Новомичуринск (Рязанская область)
Линия была электрифицирована. Разобрана не позднее 1999 года.


---------------------


Старожилово - Истье (Рязанская область).
Разобрана ориентировочно в начале 1990-х годов.


---------------------


Вижай - Средняя Усьва (Пермский край)
Разобрана ориентировочно в 2000 году.

---------------------

Казариново - Гагарино (Костромская область)
Разобрана (кроме первых 1500 метров) в 2002 году.

---------------------

Айкувен - Ловозеро (Мурманская область)
Полностью разобрана в 2007 году. Одна из самых печальных потерь последнего времени. Горько и больно было смотреть на её "останки"...

Уничтожение этой линии - относительно новой (все мосты и
другие искусственные сооружения находились в хорошем состоянии), пролегавшей по суровым и
"бездорожным" районам Заполярья, имевшей подъездные пути к нескольким воинским частям - по моему мнению, является гнуснейшим преступлением. Дорога, которую в 2006 обещали сохранить ( http://www.hibiny.ru/news/ru/murmansk_region/economy/2006/3/24/2159), была отдана на разграбление.
Поразительно, что несмотря на наличие крупных воинских частей (во многом для них эта линия и была построена),
Министерство обороны не смогло повлиять на судьбу железной дороги.

На разрушенной станции Ловозеро до сих пор лежат новые железобетонные брусья под стрелочными переводами,
уложенные несколько лет - тогда линия реконструировалась и о её уничтожении никто не помышлял.

Путь от станции Ловозеро до воинской части ещё не разобран, но стал "островным".

---------------------

Нял - Заозерск (Мурманская область)
Полностью разобрана не позднее 2003 года.
http://vladsc.narod.ru/2003/062223.htm
http://vladsc.narod.ru/2003/062223/3571_xm.jpg
http://vladsc.narod.ru/2003/062223/357100m.jpg

---------------------

Ощепково - Бутка (Свердловская область)
Разобрана в 1990-х годах (несмотря на то, что село Бутка - родина Б.Н. Ельцина).

---------------------

Угра - окрестности нас. пункта Слободка (Смоленская область). Ветвь вела к объектам военного назначения, полностью разобрана не позднее 2001 года.

---------------------


Камская - Беркуты (Удмуртская республика)
Разобрана в 2004 году.




==================Железные дороги, которые уничтожаются в настоящее время:==================


Гайно-Кайская железная дорога (Кировская область, Пермский край, респ. Коми)
http://forum.tr.ru/read.php?7,697435



Потьма - Барашево - известная "ветвь Дубравлага",
протяжённость 50 километров (ещё около 10 км линия Шалы - Лесной). Эта потеря представляется крайне печальной.
В результате непродуменного решения кого-то из представителей руководства ФСИН лишился железной дороги
Темниковский район республики Мордовия, посёлки Зубово-Полянского района с населением 18 000 жителей,
многочисленные исправительно-трудовые учреждения (почти все они производят различную промышленную продукцию,
их существование ещё недавно нельзя было представить без железной дороги).

http://zubova-poliana.narod.ru/old-photo161.htm
http://wikimapia.org/6580154/ru/
Изменил(а) 0, 19-07-2008 14:30
Автор RE: Уничтожение железных дорог широкой колеи после 1991 года
Ngrw_Paul
Пользователь

Avatar пользователя

Сообщений: 1993
Откуда: Москва
Зарегистрирован: 15.02.06
Опубликовано 20-07-2008 11:52
Шикарный список! Навскидку дополнить тяжело... Я бы вспомнил о куче соединительных ветвей на БМО. Например второй путь Жилёво - Шматово, второй путь (так и недостроенный) Поварово - Б.Раст и т.д.
Автор RE: Уничтожение железных дорог широкой колеи после 1991 года
0
Пользователь

Сообщений: 834
Зарегистрирован: 07.02.07
Опубликовано 31-07-2008 18:17
Ngrw_Paul написал:
Шикарный список! Навскидку дополнить тяжело... Я бы вспомнил о куче соединительных ветвей на БМО. Например второй путь Жилёво - Шматово, второй путь (так и недостроенный) Поварово - Б.Раст и т.д.



Задача перечислить все разобранные пути в узлах и подъездные пути длиной меньше 5 километров не ставилась, их слишком много.


Некоторые подробности о линии Айкувен - Ловозеро (http://ru.wikipedia.org/wiki/Железная_дорога_Айкувен_—_Ловозеро): дорога 40 лет обслуживалась Отделением временной эксплуатации. Были ли более длительные примеры обслуживания ОВЭ?
Перейти на форум:
Гость
Имя

Пароль



Вы не зарегистрированны?
Нажмите здесь для регистрации.

Забыли пароль?
Запросите новый здесь.
Реклама
Поезд напрокатРусский Обозреватель