Главная · Статьи · Ссылки · Все УЖД сайта · Схемы ж. д. России · О ПРОЕКТЕСуббота, Апреля 20, 2024
Навигация
Главная
Статьи
Ссылки
Фотогалерея
Форум
Контакты
Города
Ж/д видео
Все УЖД сайта
Условные обозначения
Литература
Схемы ж. д. России
О ПРОЕКТЕ
Сейчас на сайте
Гостей: 1
На сайте нет зарегистрированных пользователей

Пользователей: 146
Не активированный пользователь: 0
Посетитель: ed4mk
80 лет московскому троллейбусу

Москва. Ретро парад в честь 80-летия троллейбуса

Павел В. Кашин

Погода в субботу 16 ноября 2013 года была просто бесподобной! Судите сами: низкая облачность, создающая интимный полуденный полумрак, пронизывающий ветер. Только проливного дождя не хватало! Фотоаппарат для съёмки пришлось «выкрутить» на минимально допустимые настройки, т.е. чтобы и картинка была не слишком тёмной, и двигающиеся предметы не «мазались» в кадре, и цветовых шумов был бы минимум. Для чего всё это? Что заставило меня в такую малоприятную для прогулок на свежем воздухе погоду покинуть уютную квартиру?

Для начала стоит вспомнить, что 15 ноября 1933 года в 11 часов утра в Москве состоялось открытие движения по первой троллейбусной линии, которая связала Белорусский вокзал с селом Всехсвятским, что было расположено около нынешнего путепровода Волоколамского шоссе над путями Московской окружной ж.д. Тамошняя конечная так и называлась: Окружная ж.д.

С пуском троллейбуса не всё было гладко. Открывала движение по новой линии машина с бортовым номером «2» (не «1»!), а само мероприятие так и не удалось приурочить к очередной красной дате календаря, 7 ноября. (На передке первых троллейбусов успели поместить памятные надписи «Подарок XVI годовщине Октября».) В короткой заметке перечислять причины того, почему так получилось, я не вижу смысла. Тут поисковые системы всем в помощь!

Протяжённость первой линии составила 7,5 километра. При этом часть её от вокзала до стадиона «Динамо» была двухпутной, а далее – однопутной. Никаких аналогов трамвайных разъездов не было. Просто при необходимости разъехаться водитель одного из троллейбусов снимал с проводов свои штанги и пропускал встречную машину. Но почему первая троллейбусная линия появилась не в центре города, а была, мягко говоря, пригородной?

Первый секретарь Московского горкома ВКП(б) Лазарь Каганович был всерьёз увлечён строительством метрополитена. Поэтому он отрицательно отнёсся к идее своего заместителя, Никиты Хрущёва, о появлении в Москве ещё и какого-то непонятного гибрида автобуса и трамвая. Тогда последнему пришлось пойти на некоторые хитрости. Во-первых, трассу экспериментального троллейбусного маршрута проложили на дальней окраине города, чтобы её строительство не мозолило глаза «шефу». А кроме того, первую модель советского троллейбуса назвали ЛК — «Лазарь Каганович». «Вот теперь и посмотрим, как это наш Лазарь запретит сам себя!» — якобы усмехался Хрущев.

День 80-летия данного события приходился на пятницу, поэтому парад техники руководство Мосгортранса (МГТ) решило провести в ближайший выходной, т.е. в субботу. Программой мероприятия предусматривалось, что колонна музейных и современных троллейбусов начнёт движение в 10 часов утра от 1-го троллейбусного парка и проследует по маршруту: Ленинградский проспект – 1-я Тверская-Ямская улица, Тверская улица, улица Охотный Ряд. По прибытии на Театральную площадь была запланирована часовая выставка троллейбусов – участников парада. В 12:00 колонна отправляется далее по маршруту. Огибает центр города и Кремль, выходит на Воздвиженку и далее через Новый Арбат, Кутузовский проспект, улицы Генерала Ермолова и Дениса Давыдова прибывает в Филёвский автобусно-троллейбусный парк (ФАТП). Оттуда машины должны были развести по местам их постоянной дислокации. В параде приняли участие троллейбусы:

1. АКСМ-101ПС № 7843 (линейный, 7 парк);
2. МТБ-82Д № 1777 (музейный);
3. СВАРЗ ТБ-ЭС № 421 (музейный);
4. СВАРЗ МТБ-ЭС № 701 (музейный);
5. ЗиУ-5 № 2323 (музейный);
6. ЗиУ-5Г № 2672 (музейный);
7. ЗиУ-682В № 1152 (музейный);
8. ЗиУ-682Г № 2536 (музейный с ноября 2008 года, самый молодой из «пенсионеров», так сказать);
9. ТролЗа-5275.00 № 2720 (линейный, 2-й парк).

Замыкала парад по традиции спецтехника МГТ, которую один мой знакомый когда-то окрестил «реанимацией». Ну да, её функции – оперативно взять на прицеп машину, внезапно вышедшую из строя во время мероприятий.

Проанализировав маршрут следования колонны, я решил отснять её в двух точках. (Больше всё равно бы не успел!) Во-первых, на углу Манежной площади, когда колонна будет сворачивать с Тверской на Охотный Ряд. Во-вторых, уже после стоянки, где-нибудь в районе Большого Каменного моста и Боровицкой площади. Конечный выбор второй точки съёмки – по месту!

Разумеется, такой «вумный» я был не один! Общение со встреченным на первой точке старым коллегой по увлечению здорово скрасило томительные минуты ожидания колонны. Мои переживания по поводу постоянно прибывающих машин с телевизионщиками (не дадут нормально отснять, блин!) оказались напрасными: они приехали на открытие какого-то там Сочи-Олимпийского надувного павильона. Последний как раз располагался за нашими спинами. Но вот появляются ОНИ! Колонна троллейбусов чинно спускается по Тверской, сворачивает в сторону Театральной площади. Нервно щёлкают затворы камер. О том, получилось что-то лично у меня или нет – судите по результату!

Выставка. Троллейбусы поставили «морда к заднице» довольно плотно, чтобы вписаться в маленький пятачок под памятником Карлу Марксу напротив Большого театра. В считаные минуты импровизированная выставочная площадка наполнилась народом. Кто-то давал интервью, кто-то изучал технику, возможно, невиданную доселе. Люди занимали очередь на вход в очередной музейный экспонат и фотографировали, фотографировали, фотографировали. При такой расстановке машин сделать т.н. технический снимок было совершенно нереально. Поэтому каждый изгалялся как мог, напрягая фантазию в производстве милых фото типа «ребёночек с воздушным шариком в окошке», «мы на фоне…» или «молоденькие красотки позируют в интерьере ретро троллейбуса». Я двинулся изучать вторую точку съёмки.

Побродив по началу Большого Каменного моста и полюбовавшись туманной перспективой Кремлёвской набережной, я решил снимать с Боровицкой площади. Подсказал мне это решение линейный троллейбус, следовавший в том же направлении, что и праздничная колонна. В самый «фотогеничный» момент его от меня заслонили несколько легковушек, «4-колёсных консервных банок», как я их называю. А где гарантия, что их не будет в момент прохождения колонны?
Нет! С северного тротуара Боровицкой площади м.б. и не такой хрестоматийный вид, зато:
– при желании в кадр попадают башни Кремля;
– можно снять троллейбус на фоне храма Христа Спасителя на далёком заднем плане;
– колонну можно «провести» в сторону Моховой улицы с домом Пашкова на заднем (опять же) плане;
И САМОЕ ГЛАВНОЕ: перекрыть колонну в момент съёмок может только какой-нибудь «членовоз», выезжающий из ворот Кремля. К слову сказать, таковой казус чуть не произошёл. Хорошо, что колонна разумно пропустила «слугу» на чёрной иномарке вперёд.

Отправление с Театральной площади задержалось на 15 минут. Более того, в троллейбусы не пустили почти никого из любителей! В салонах ехали только работники МГТ и представители прессы. Ну… и ещё кое-кто из тех, что везде пролезут без мыла! Почему? Как писали потом в сети, в СПб (к примеру), музейный подвижной состав числится на балансе как обычный линейный. Поэтому и перевозка людей в нём допускается на общих основаниях. В Нерезиновой же музейная техника вовсе не техника, а, типа, экспонаты, и перевозить пассажиров в них категорически нельзя! (А прессу и работников МГТ, значит, можно?) Тогда странно, что помешало пустить всех жаждущих в первый или последний троллейбус, которые являются линейными? Непонятно!

Ну а я, завидев колонну, спешно растёр озябшие руки и принялся щёлкать затвором своей фотокамеры. Когда «дедушки» неспешно взбирались уже на Моховую, внезапно «заглох» самый молодой участник парада, ТролЗа. Уже один из «реаниматоров» перестроился и готов был взять «занемогшего» на буксир. (Неужели пригодились?) Но тут, видимо, испугавшись такого несусветного позора, машина дёрнулась и ожила. От помощи тягача отказались.

В общем, по моему мнению, мероприятие удалось, пускай и немного «со скрипом». А вот размещённые впоследствии в сети многочисленные снимки выявили, что ещё одна неплохая точка съёмки была, оказывается, на перекрёстке Моховой и Воздвиженки. Запомним на будущее!


19.11.2013

admin ноября 25 2013 12:36:56
ФОТОГРАФИИ: http://pereyezd.ru/photogallery.php?album_id=144
Пожалуйста залогиньтесь для добавления комментария.
Рейтинг доступен только для пользователей.

Пожалуйста, залогиньтесь или зарегистрируйтесь для голосования.

Нет данных для оценки.
Гость
Имя

Пароль



Вы не зарегистрированны?
Нажмите здесь для регистрации.

Забыли пароль?
Запросите новый здесь.
Реклама
аренда ямобура, Краснодар
Поезд напрокатРусский Обозреватель