Главная · Статьи · Ссылки · Все УЖД сайта · Схемы ж. д. России · О ПРОЕКТЕTuesday, January 16, 2018
Навигация
Главная
Статьи
Ссылки
Фотогалерея
Форум
Контакты
Города
Ж/д видео
Все УЖД сайта
Условные обозначения
Литература
Схемы ж. д. России
О ПРОЕКТЕ
Сейчас на сайте
Гостей: 1
На сайте нет зарегистрированных пользователей

Пользователей: 146
Не активированный пользователь: 0
Посетитель: ed4mk
ИВАНОВСКИЕ ЭЛЕКТРОВОЗЫ
Сергей Костыгов

ИВАНОВСКИЕ ЭЛЕКТРОВОЗЫ

Первый раз на Ивановский силикатный завод я попал абсолютно случайно, зимой 2006 года. Мела метель, снег планомерно засыпал дворы и переулки Иваново,через которое я, Роман Молочников и Илья Некрасов ехали на машине в ходе очередной экспедиции. Пытаясь найти кратчайший путь с Ярославского шоссе на Фурманов, мы немного заплутали в заснеженных улочках и выехали на огромный пустырь, в середине которого виднелись опоры контактной сети двухпутного участка. Сначала мы решили, что это трамвай, и удивились, откуда он взялся здесь, на задворках промышленных предприятий, прямо скажем, в не очень-то людном районе. Каково же было наше удивление, когда колея этого «трамвая» оказалась 750 мм и на наших глазах по «неправильному» пути проследовали два шахтных электровоза: один резервом, второй с самодельным пассажирским вагоном. Это не трамвай, это узкоколейка!

Узкоколейка шла на расположенный рядом силикатный завод. Прямо по путям нам удалось пройти на территорию предприятия и посетить депо и разгрузочный бункер. Там мы обнаружили рабочие электровозы К10 №№ 3 и 5, К14М №№ 4 и 7, 14КР №6, а также останки списанных К10 № 9 и К14М № 12. День был выходной, и вывозки песка по узкоколейке не было. Увиденный нами поезд был в тот день единственным. Побеседовав с работниками УЖД, мы отправились на карьер, по дороге осмотрев переезд с Минской улицей. Переезд был достаточно интересной конструкции, в виде массивной металлической рампы. Назначение её было в поддержке контактной сети и образовании воздушного промежутка на переезде. Дело в том, что контактная сеть узкоколейки находится ниже автомобильного габарита. Таким образом, проследование переезда электровозами осуществлялось строго с опущенным токоприёмником. Увы, ни этот процесс, ни работу автоматической переездной сигнализации нам тогда посмотреть не удалось. Снег заносил слабо накатанный путь, на город спускались сумерки.

Узкоколейка силикатного завода была отличной находкой. И почему о ней никто раньше не знал? Идея написать статью об этой необычной дороге появилась ещё по пути домой, не хватало к ней лишь фотографий движения поездов. «Нужно съездить в Иваново ещё раз, в рабочий день, чтобы пофотографировать вывозку, а потом и статью писать», решили мы.

Время шло, а в Иваново никто из нашего коллектива так и не собрался. Съездили уже туда другие люди, разместили в Интернете свои фотографии, наша находка потеряла свою актуальность. Но вот спустя 7 лет, в конце октября 2013 года, мне подвернулась командировка в Иваново. Не особо надеясь, что узкоколейка ещё жива, я всё-таки прихватил с собой фотоаппарат.

…Ориентируясь по карте, пробираюсь на своём «уазике» по запутанным ивановским улочкам. Вот и Минская, скоро должен показаться за поворотом дороги переезд. Переезд есть, более того, не успел я к нему подъехать, как на рампе загорелся свет, заморгала красными огнями сигнализация, и со стороны завода на карьер проследовал электровоз с двумя порожними думпкарами. «Ну вот, сколько теперь ждать придётся его возвращения!» – подумал я, паркуя у переезда машину.

Ждать оказалось совсем недолго – только вышел на насыпь накатанной двухпутки, как со стороны карьера показался другой электровоз с грузом. Не успел я отойти от впечатлений, как со стороны завода проследовал очередной порожняк. Поезда ходили как трамваи – с завидной регулярностью. Оказалось, в работе на линии четыре электровоза, полный оборот составляет примерно час. То есть, стоя на перегоне, за час можно увидеть проход 8 составов. Вот это движение!

Электровозы искрили токоприёмниками, забавно раскачивались из стороны в сторону. Помимо стука колёс, от них исходил непривычный для узкоколейки «электрический шум». Две колеи со старыми деревянными столбами контактной сети вели в кривую. За кривой у жёлтой лиственницы двухпутный участок заканчивался, дальше шла однопутка. В конце следующей прямой – разъезд, от которого электровозы осуществляют осаживание состава непосредственно под погрузку. На разъезде в обязательном порядке происходит скрещение поездов. Либо порожняк ждёт выход груза, либо быстро погруженный состав ждёт запаздывающий порожняк. Во время этих стоянок мне удалось пообщаться с машинистами. Узкоколейка работает 16 часов в сутки, в две смены. Несколько же лет назад работала круглосуточно. Основное неудобство в работе в последнее время доставляет контактная сеть. Из-за того, что изношенные до дыр штатные лыжи токоприёмников заменили обыкновенным стальным прутком, стали иметь место случаи закусывания этого прутка в местах соединения контактного провода. Поэтому машинистам приходится в таких местах, а их по дороге немало, кратковременно опускать токоприёмник. Процесс этот особенно неудобен при движении на подъём в тяге, на спуск же, где подключаться не нужно, токоприёмник, чтобы не дёргаться, опускают на всём протяжении.

Наблюдая за проходящими электровозами, выяснил я принцип работы автоматики на переезде. Она включается токоприёмником электровоза, подающим напряжение с контактного провода на специальный сигнальный провод, висящий рядом. Выключение же автоматики происходит по истечении интервала времени, вполне достаточного для прохода поезда через переезд. Обычно к моменту открытия переезда прошедший состав уже успевает скрыться за кривой. Кстати, на двухпутном участке установлено левостороннее движение.

Одно не порадовало меня. Выяснилось, что песок на карьере заканчивается. На зиму хватит, а весной возить будет уже нечего. Это неудивительно, ведь разработка карьеров силикатного завода ведётся с 1929 года. Место добычи постоянно удалялось от завода. Сейчас протяжённость дороги максимальная – 4 км. На этой отметке, увы, песчаное месторождение закончилось. По словам работников, вариантов развития событий в следующем году может быть два: либо узкоколейку разберут и станут возить песок автотранспортом, либо построят трубопровод для намыва песка в существующий карьер. Наиболее вероятен, как вы понимаете, первый вариант. Так что, друзья, спешите в Иваново, чтобы успеть застать эту необычную узкоколейку в работе. Поверьте, полноценного аналога УЖД «Ивсиликата» вы уже не найдёте!


admin November 13 2013 22:58:30
ФОТОГРАФИИ
dmitriy November 24 2013 20:24:24
Спасибо Вам ребята за интересный материал!
Пожалуйста залогиньтесь для добавления комментария.
Рейтинг доступен только для пользователей.

Пожалуйста, залогиньтесь или зарегистрируйтесь для голосования.

Нет данных для оценки.
Гость
Имя

Пароль



Вы не зарегистрированны?
Нажмите здесь для регистрации.

Забыли пароль?
Запросите новый здесь.
Реклама
Поезд напрокатРусский ОбозревательЭкстремальный портал VVV.RUВсе песни Владимира ВысоцкогоSpyLOG