ГОРОД ГОРНОГО ЛЬНА
Прислано admin на Марта 04 2008 18:52:27

АСБЕСТ, ГОРОД ГОРНОГО ЛЬНА

Павел В. Кашин

Мне никак не удавалось задержаться в районе города Асбеста дольше, чем на одноимённой станции по обороту стоит электропоезд из Екатеринбурга-Свердловска. «По обороту» означает, что прибывший электропоезд стоит некоторое время на станции, локомотивная бригада меняет кабину и по готовности отправляется обратно. Так я приезжал в Асбест пару раз. Но рабочие поездки позволили лишь мельком подивиться на странные подъездные пути с провисшей контактной подвеской и увидеть «яму».

Стоит пояснить, что «горным льном» именуется минеральный асбест, который дал имя городу. Его добывают неподалёку от жилых кварталов открытым способом. В первый приезд, ненадолго покинув «подшефный» электропоезд, ожидавший обратного отправления, я вышел на край карьера. Глубина меня действительно впечатлила. Оценить её можно было по визуальным размерам экскаватора, работавшего где-то внизу. По краям карьера, по террасам вниз серпантином спускались железнодорожные пути. Но, несмотря на всю грандиозность увиденного, я почему-то раз и навсегда окрестил асбестовый карьер «ямой».

Она, эта огромнейшая яма, фактически разделяет город и одноимённую станцию МПС. Но так было не всегда. Раньше карьер состоял их двух частей – северной и южной. Между ними была перетяжка, по которой ходил рейсовый автобус. После объединения двух карьеров станция Асбест оказалась отрезанной от собственно города. Посему теперь горожане больше пользуются предыдущей станцией Изумруд. На ней и выходит подавляющая часть пассажиров прибывающих со стороны регионального центра электропоездов. Так поступил и я в один из июньских выходных дней 2005 года. Мне удалось выкроить денёк для того, чтобы более детально изучить местный карьерный железнодорожный транспорт.

От Изумруда до самого города всё-таки довольно далеко. И уж тут, как говорится, кто во что горазд! Не все влезают в подходящие к прибытию и отправлению электричек автобусы 5-го и 10-го маршрутов. Часть пассажиров встречают родные и знакомые на личных авто. Не обходится и без привычных в наше время навязчивых «бомбил». Кто-то идёт в город пешком. Я тоже избрал способ «на своих двоих», тем более что точно всё равно не знал, куда мне направиться в своих поисках депо объединения «Ураласбест».

Тема электрифицированного промышленного железнодорожного транспорта никакого отношения к городам и городскому транспорту не имеет, поэтому здесь будет проигнорирована. И пока я лазаю по промзоне с западной стороны «ямы» в поисках карьерных электровозов, стоит по традиции погрузиться в историю вопроса.

Согласно справочным данным, город Асбест расположен на восточной окраине Среднего Урала, на реке Большой Рефт, в 86 км к северо-востоку от Екатеринбурга. Он был основан в 1889 г. как посёлок Куделька в связи с началом разработки крупнейшего в России Баженовского месторождения хризотил-асбеста, открытого в 1885 году.

Нелишне будет по ходу моего повествования развеять миф об ужасной вредности асбеста. Согласно вычитанным во Всемирной сети сведениям, это в полной мере относится к так называемым «голубым асбестам», или амфиболам. Амфиболы имеют прямые иглообразные волокна. Из-за хрупкости этих структур образуются канцерогенные частицы, вдыхание которых наносит вред здоровью. Асбест, добываемый на Урале, относится к классу серпентинов, или белых асбестов. Они образуют сложенные, скрученные или изогнутые волокна и как правило представляют значительно меньшую опасность для здоровья.

Издревле из местного «горного льна» изготавливались диковинные не горящие в огне ткани. Фитили для ламп служили очень долго. Люди, которые пользовались изделиями из якобы ядовитого асбеста, конечно же умирали… от старости! Ну, или по другим каким причинам.

Статус города был присвоен рабочему посёлку Асбест в июне 1933 года постановлением Президиума ВЦИК. В этот же год был перешит на широкую колею узкоколейный подъездной путь от карьера до станции Баженово, расположенной на линии Свердловск – Тюмень. На момент рождения города в нём числилось немногим более 27 тысяч жителей. В 1959 году население города составляло уже 62,8 тыс., в 1979 – 78,7 тыс., в 1992 году – 85,1 тыс. жителей. На сегодня это максимальное число. Увы! Как и во многих городах РФ, после развала СССР его население неуклонно снижается; последние показатели, относящиеся к 2005 году, – 73,8 тысячи (уровень 1970 года!). Основой современной промышленности является добыча асбеста карьерным способом (ОАО «Ураласбест»), а также производство асботехнических изделий (ОАО «УралАТИ»).

Не могу не остановиться немного на геральдике вопроса. Гербом Асбест обзавёлся лишь в 2003 году. Приводится такое его описание:
«В зеленом поле несколько повышенное и окаймленное серебром кольцо, образованное червлеными пламенеющими солнечными лучами. Шесть серебряных нитей, промежутки между которыми заполнены в цвет поля, сходятся из верхних углов щита поверх кольца наподобие верхних плечей Андреевского креста. Посередине кольца нити перекрещиваются и далее вместе спускаются сквозь кольцо подобно столбу. В правом и левом нижних углах щита по три серебряные перевязи, положенные соответственно справа и слева». Герб указывает на добычу и переработку асбеста и изготовление изделий из него. Отражает путь от минерала до негорючих тканей, а кроме того, указывает и на имя города.

Выполнив запланированную вылазку на пути асбестового карьера, возвратиться в Екатеринбург я решил автобусом. Обкатать, так сказать, альтернативный маршрутец на будущее. Для чего спросил дорогу на автовокзал у аборигенов. Оказалось, находится он на противоположной оконечности города. Несмотря на это, идти мне посоветовали пешком, что немало удивило.

Пройдя частный сектор и однообразные кварталы панельных «хрущоб», я достиг автовокзала. Рядом с ним красуется построенный в постперестроечное время и освящённый в 1995 году Храм святого князя Владимира.

Всё вокруг и впрямь походило на окраину: за простором площадки для отстоя и разворота автобусов виднелся сосновый лес. Пространство перед посадочными платформами автовокзала покрывал старый, весь в рытвинах и выбоинах, как от оспы, асфальт. Его вряд ли меняли с момента открытия! (Существующий автовокзал был открыт в 1987 году. – Прим. авт.) На последний автобус до Екатеринбурга (где-то в 17.10 местного времени) свободных мест не оказалось. Единственным вариантом было доехать на автобусе 5-го маршрута до железнодорожной станции Изумруд и оттуда продолжить движение на электропоезде. Лишнего времени было почти 2 часа. Я посвятил его изучению городских и пригородных автобусных маршрутов. Главное, сделал это, практически не покидая территории автовокзала.

Здесь в моём распоряжении была схема автобусных маршрутов. Кое-что удалось дополнить беседой с диспетчером. К сожалению, лишнего экземпляра схемы в наличии не оказалось, и мне пришлось срисовывать её с оригинала, благо время позволяло. Бросалось в глаза, что все без исключения маршруты начинаются на автовокзале и ходят по строгому расписанию. При этом рейсов немного: от 4 до 10–15 в сутки! Теперь-то стало понятно, почему мне посоветовали идти пешком! Не очень вразумительно прорисована организация движения в самом городе. Но ясно одно: большинство маршрутов жутко петляют по его улицам.


Кстати, регулярное автобусное движение в городе было открыто в 1953 году. Современные маршруты обслуживаются автобусами городского ПАТП и маршрутными такси («ГАЗель») некоего коммерческого предприятия «ФАЭТОН». Набор типов подвижного состава в ПАТП г. Асбеста стандартный. Это видавшие виды, но находящиеся во вполне приличном состоянии «ЛиАЗы»-677 и «Икарусы»-280. Имеется некоторое количество и относительно новых «ЛиАЗов»-5256. Отличительная особенность – бортовые номера на 20ххх, нанесённые в передней части боковой стенки кузова.

Ниже приведу список маршрутов с некоторыми пояснениями. Итак…
№ 1. Автовокзал – пос. Новокирпичный (иногда упоминается как «Кирпичный завод»).
№ 2 и 2а. Автовокзал – пос. 101-й квартал. Отличаются тем, что, пропетляв по городу, «двойка» объезжает «яму» слева от города, а 2а - справа, минуя попутно железнодорожную станцию Асбест.
№ 4. Автовокзал – Больничный городок. Фактически чисто городской маршрут, но интервалы на нём от этого не меньше!
№ 5. Автовокзал – ж/д станция Изумруд. График движения полностью согласован с электропоездами. При этом два рейса, рассчитанных чисто под прибытие поезда (фактический порожняк в направлении Автовокзал – Станция), осуществляются в объезд города по так называемой бетонке. На схеме его маршрут я обозначил как 5б, хотя на официальной карте такого нет!
№ 7. Автовокзал – пос. Черемша. На карте этот населённый пункт обозначен как Плотина. Комментировать не берусь.
№ 9. Автовокзал – Новоокунёво. Тоже чисто городской маршрут.
№ 10. Автовокзал – пос. Папанинцев. Имеются рейсы, заезжающие, как и «пятёрка», на ст. Изумруд к прибытию электропоезда.
№ 101. Автовокзал – пос. имени Малышева. Комментировать не берусь.
№ 102. Автовокзал – пос. Белокаменный. Имеется также несколько рейсов до пансионата «Белый Камень».
№ 103. Автовокзал – пос. Рефтинский. Идёт туда, откуда со станции Рефт, находящейся на линии Каменск-Уральский – Богданович – Егоршино, приходит ветка ОАО «РЖД». Конечный пункт маршрута в Рефтинском – автовокзал.
№ 104. Автовокзал – пос. Шайменский. Без комментариев.
№ 110. Автовокзал – пос. Островский. Так же ничего прокомментировать не могу.
Кроме того, имеются рейсы в другие, более удалённые населённые пункты Свердловской области. В т.ч. и в областной центр. Их номера я переписывать не стал!
. . .
К семи часам начал накрапывать дождик. Становилось неуютно. И автовокзал, и площадка перед ним как-то незаметно опустели. Пива больше не хотелось, и я в полной мере испытал тоску! Немного оживления в унылую картину дождливого вечера внёс подошедший автобус «ЛиАЗ»-5256 4-го маршрута. Постоял, сменил номер на «пятёрку» и повёз меня в компании одной лишь кондукторши короткой трассой по бетонке на станцию Изумруд. Ехал он «под прибытие». Коротать время в поезде, прокатившись знакомой дорогой до станции Асбест и обратно, не хотелось. Поэтому я проводил опустевший электропоезд вместе с дежурной по станции. Она категорически отказалась позировать мне при полном параде и с сигнальным диском в руках. Да ещё и лекцию прочитала, как нехорошо, а главное – недопустимо фотографировать на железной дороге! Возвращения электропоезда из оборота снова пришлось ждать в тоскливом одиночестве. Всё-таки вдвоём– втроём в такие поездки ездить куда как приятнее!

Подошедший поезд повёз меня по ветке к ст. Баженово. Оттуда уже по магистральной железной дороге мне предстоял долгий путь в Екатеринбург…



16.01.08 г.