Осинники
Прислано admin на Февраля 13 2008 17:27:01
ОСИННИКИ

Павел В. Кашин.

Город Осинники расположен в 24 км к юго-востоку от крупнейшего города
Кузбасса – Новокузнецка. Как и последний, это районный центр Кемеровской области. Западной его границей является «Кровавая река» – так с шорского (шорцы – коренное население юга Кемеровской области) переводится название реки Кондомы. В черте города в неё впадает речка Кандалеп.

Первоначальное название этого населённого пункта – Осиновка – образовалось путём вольного перевода первыми русскими поселенцами шорского названия местного улуса – буквально «Село-в-Осиннике». Когда в 1871 году в пятидесяти километрах от Кузнецка был построен железоделательный завод, уголь для него брали на левом берегу Кондомы, недалеко от улуса Осиновка. Есть легенда о том, что первым поселенцем улуса был шорец кузнец – оружейник Кузедей (Недалеко от Осинников имеется ж.д. станция Кузедеево). Долгое время, примерно до конца позапрошлого века, поселок был чисто шорским. С 1900 года в село стали приезжать русские. Однако местные жители принимали не всякого. Предпочтение отдавали тем, кто знал ремесла и кто щедрее одаривал… водкой. Один из первых русских поселенцев – Иван Никифорович Аверин.

В декабре 1938 года рабочий поселок Осиновка переименован в город Осинники. Тогда в нём насчитывалось 25 тыс. жителей. Последние данные о численности населения относятся к 2005 году – 49,6 тыс. чел. А максимальное количество горожан приходилось на 1967 г. – 69 тыс. чел. Нетрудно догадаться, что основным направлением трудовой деятельности горожан всегда была добыча угля. Сосчитать количество шахт, расположенных в черте Осинников, я никогда не пытался. Знаю, что основной является «Капитальная». В последнее время ситуация в угольной промышленности России, мягко говоря, «не очень»… Поэтому вопрос занятости довольно актуален. Спасает наличие рядом значительно более крупного райцентра Кузбасса – Новокузнецка. Ныне он обеспечивает рабочими местами большое количество жителей Осинников.

Приказом министра угольной промышленности СССР от 19.10.1949 г. было принято решение о строительстве трамвайных путей в г. Осинники. Уже 26 числа того же месяца горисполком утвердил участки, отведенные под первую и вторую тяговые подстанции, запланирована территория депо. Но только в 1957 г. начались подготовительные работы. К октябрю 1960 г. были сданы в эксплуатацию трамвайное депо и первая тяговая подстанция. Пробный выход трамвая состоялся 14 октября 1960 г. Официальные торжества открытия движения были приурочены к очередной, 43-й годовщине Октябрьской революции и состоялись 28 октября 1960 г.

На однопутную линию от вокзала ст. Осинники до шахты «Капитальная» в этот день вышли вагоны типа МТВ-82. Всего на балансе трамвайного управления к этому моменту числилось 10 вагонов. Из них 6 пассажирских указанного типа, остальные – служебные. В 1962 г. строится однопутная ветка по ул. Кирова до Соцгорода и открывается второй маршрут «Ул. Ленина – Стадион». В последующие годы она поэтапно продлевается до шахты «Капитальная». За период 1975–76 гг. на линии по ул. Ленина строится второй путь. В 1977 г. сдается в эксплуатацию третья тяговая подстанция. А 28 октября 1991 г. открывается движение на окраину города, где была построена конечная станция «Южная».

Несколько раз обновлялся парк подвижного состава. В 1968 г. трамвайное управление приобретает три вагона Рижского завода типа РВЗ-6. С 1972 г. на маршрутах работает уже 13 рижских вагонов. В 1994 г. управление заключает договор с Петербургским машиностроительным заводом о поставке в Осинники вагонов ЛМ-93.

Мне доводилось несколько раз бывать в Осинниках во время частых и продолжительных командировок в соседний Новокузнецк. Справа от станции (если ехать из Новокузнецка) в частном секторе жил один из моих коллег по работе, ныне, к сожалению, покойный. В выходные дни, бывало, он приглашал меня попариться в его деревенской баньке. На другую сторону от станции я никогда не ходил и даже не предполагал, что там находится один из разворотных кругов осинниковского трамвая. Хотя про существование самого трамвая знал. Конечную станцию – «Южную» – хорошо видно из окон электропоезда, за платформой 405-й км. Кстати, «О.п. 405-й км» пользуется большей популярностью у жителей города, чем одноимённая с ним станция.

От другого коллеги по работе стало известно, что на линии ещё используются вагоны типа РВЗ-6М2. Уехать из Западной Сибири (а моя работа подходила к завершению!) и не поснимать их было бы глупо с моей стороны. Поэтому в очередной выходной день, субботу, 14 октября 2000 года, я вышел на «О.п. 405-й км» и полез в гору на встречу с трамваем Осинников. Вот и центральная улица (Ленина?.. Революции?.. III Интернационала?.. Нет, не угадали – Кирова!) Поворачиваю налево и иду в северном направлении, расчехлив фотоаппарат. Помимо рижских вагонов встречаются, к моему удивлению, и питерские ЛМ-93 (тогда про договор 1994 года я, конечно же, не знал!) Обратило на себя внимание то, что на маршрутных досках вагонов напрочь отсутствовали номера маршрутов, обозначены были только конечные пункты: «Капитальная» – «Южная» и «Вокзал» – «Южная». Причём последних значительно меньше. Вообще вокзал мне очень подходил как конечная точка прогулки по этому кузбасскому городу. Поскольку ж/д линия находилась от меня где-то слева, мне следовало искать соответствующий поворот трамвайных путей. И он, кажется, был впереди! Пока я шёл, откуда-то слева один вагон вырулил, а другой туда же завернул.

Поэтому, дойдя до развилки, я, не раздумывая, пошёл налево. Это было правильное решение, т.к. мне навстречу шёл вагон с надписью «Вокзал» – «Южная». В том, что линия, по которой я шёл, однопутная, окончательно пришлось убедиться, дойдя до разъезда. Это был не просто разъезд, а целая мини-станция с путевым треугольником, вершиной которого являлся въезд в наглухо закрытое по случаю выходного дня депо.

За забором депо царила полная тишина. Возле автогаража копался в личном авто какой-то мужик. Говорить с ним я посчитал бесполезным для себя занятием. На территории депо установлен вагон-памятник. Впрочем, он оказался обычным РВЗ-6М2, имевшим, правда, «родную» желто-красную окраску. Снимать его я не стал. Под забором валялись два снятые с колес кузова РВЗ-6. Узнать их легко по характерным трем окнам в задней части кузова: одному широкому и двум узким по бокам. Когда-то переделанные в один большой сарай, теперь они были брошены. На деповском пути стоял вагон-вышка, сделанный из КТМ-5М3 – единственного увиденного здесь «усть-катава»!

На однопутке помимо разъезда и разворотной петли имеется ещё две промежуточные остановки. По официальным данным, в тот год в рабочие дни на линию выходило порядка 20 вагонов. Они осуществляли движение по двум маршрутам, не имеющим номеров, как, например, в Рязани. Первый «условный» маршрут: «Капитальная» – «Южная», второй – «Вокзал» – «Южная». Еще один маршрут, как удалось выяснить на месте, – технологический и работает в обеденное время. Дело в том, что вагон-столовая отстаивался на ст. «Капитальная», поэтому водители с «деповского» маршрута поочередно ездили от ст. «Вокзал» на ст. «Капитальная» на обед. Как я понял, позднее это направление «узаконили».

Эксплуатировались на линиях кроме РВЗ-6М2 порядка 7 вагонов типа ЛМ-93. Последние имели бортовые номера шестого десятка (на 6х). Они, как мне удалось увидеть, имели бело-зелёную и жёлто-красную окраску. Интересна окраска рижских вагонов. Когда-то она была традиционной жёлто-красной. В 2000 году все вагоны РВЗ-6М2 имели бело-голубую окраску кузова.

Мне было невдомёк, что той же осенью 2000 года отмечалось 40-летие пуска трамвая в городе. Моя поездка состоялась чуть-чуть раньше, но это ничего не значит. Я бы всё равно не был бы допущен к официальной части торжеств. К ним в Осинниках было приурочено и поступление в депо вагона нового поколения типа ЛМ-99. Тогда, как утверждали местные источники, этот вагон являлся единственным в Сибири. О том, как проходил праздник в г. Осинники, я узнал несколько позднее из материалов статьи В. Абросова «Сорок лет на службе горожан» в местной газете «Время и Жизнь» № 133 от 11.11.2000 г.

«Утром 26 октября 2000 г. после торжественного митинга в честь 40-летнего юбилея и получения нового трамвая последний совершил свой первый пробег по маршруту «Трамвайное управление – Ст. «Южная» – клуб «Октябрь». Чести провести вагон по юбилейному маршруту была удостоена водитель-наставник Т. Т. Антропова. На торжества были приглашены множество гостей. В их числе гендиректор АООТ «Петербургский трамвайно-механический завод» Н. А. Белик, директор ОАО «Сибэлтранссервис» С. И. Парфенов, руководители родственных предприятий из городов: Рубцовск, Барнаул, Новосибирск, Томск, Челябинск, Красноярск, Бийск, Кемерово, Ленинск-Кузнецкий, Прокопьевск, Новокузнецк, Хабаровск. В честь праздника заместитель губернатора области А. И. Копытов вручил начальнику трамвайного управления г. Осинники П. М. Довгошее медаль «За особый вклад в развитие Кузбасса». Гости торжеств пожелали осинниковскому трамваю новых трудовых успехов и безаварийной работы».

Отрадно, что спустя 7 лет после той самой поездки на линиях всё так же в ходу РВЗ-6М2. Как я понял, некая маршрутизация появилась, но часть вагонов продолжает ходить только с указанием конечных пунктов. По данным на ноябрь 2007 года, имеется 4 направления движения трамвайных вагонов:
1. «Шахта» – «Вокзал»
2. «Шахта» – «Южная»
3. «Вокзал» – «Южная»
4. «РМЗ» – «Южная».

Ну а я в тот субботний день вышел к разворотной петле у вокзала. Немного поснимал на видео и сделал ещё один фотокадр с РВЗ-6М2. Для полноты ощущений оставалось выпить знаменитого осинниковского разливного пива в ожидании электропоезда до Новокузнецка.

Переработано для pereyezd.ru
21.01.08