КАМБАРКА
Прислано admin на Июля 03 2007 11:50:15
КАМБАРКА

(Короткая зарисовка о маленьком удмуртском городке)


Павел В. Кашин

В качестве моральной компенсации за пропущенную третью экспедицию в Кировскую область (2005 г.) я планировал совершить какую-нибудь самостоятельную «точечную вылазку». Наиболее реальным и полезным для меня могла стать поездка в Удмуртскую республику на Камбарский машиностроительный завод (КМЗ). Это предприятие долгие годы было практически единственным в СССР, которое специализировалось на выпуске локомотивов и другой техники для железных дорог узкой колеи. Именно поэтому его посещение представляло для меня немалый интерес. Я планировал несколько дней поработать там с архивами. Разумеется, по старой доброй традиции «вечного командировочного» не обошёл стороной я и знакомство с самим небольшим этим городком, о чём и спешу рассказать читателям. Итак…

Солнечным утром одного из последних дней сентября 2005 года я вышел из фирменного поезда Москва – Новокузнецк на низкую платформу станции Камбарка, отстоящей от Москвы на 1180 км.

За деревянным станционным зданием расположен асфальтированный «пятачок» с коробкой автобусной остановки. Помимо меня с поезда сошли ещё два человека. Как я понял из разговора с ними, автобус должен был вот-вот подойти, но можно добраться и на частнике. До КМЗ от вокзала было в действительности далековато для пешего перехода, требовалось воспользоваться колёсной техникой.

Оказалось, что на фоне стоимости проезда в местных автобусах в 3 полновесных российских рубля частное такси по городу стоит… всего 6 руб.! Странно! Неужели частный извоз здесь – выгодный бизнес при заоблачных ценах на бензин? Видимо, да, раз такая услуга предлагается!

Что касается автобусов, то несколько городских и пригородных маршрутов обслуживается исключительно «пазиками», что, в общем-то, и неудивительно. Имеются и междугородные маршруты. В частности, утренний рейс в региональный центр совершается одновременно двумя «ГАЗелями». При этом маршрут проложен не кратчайшим (казалось бы) путём с переправой через Каму на пароме, а кружным, но при этом полностью сухопутным: через соседние Башкирию и Пермский край. При этом Кама пересекается по плотине, расположенной в пермском городе Чайковский. Таким же образом осуществляется сообщение с соседним райцентром – г. Сарапул.

В общем, река Кама практически отсекает этот небольшой удмуртский городок, расположенный в самом юго-восточном «углу» республики, от остальной территории, «Большой земли», так сказать! Кое-какие весьма отрывочные справочные материалы по г. Камбарка я впоследствии «наковырял» во всемирной сети.

Датой основания этого населённого пункта считается 1767 г. Он возник как посёлок при строительстве А. П. Демидовым в 1761–67 гг. чугуноплавильного и железоделательного заводов. Своё название город получил по имени протекающей через него реки Камбарка, которая является притоком Камы. Для нужд завода речка была перегорожена плотиной, в результате чего образовался довольно обширный Камбарский пруд. Топоним «Камбарка», по мнению специалистов, произошёл от слова «канбар». Так именовалась одна из башкирских родовых групп, проживавших на Каме. Существующая плотина, построенная в середине XIX века, в общих чертах сохранилась до наших дней и по праву считается памятником инженерного искусства. Её длина 800 м, в ней имеется 3 водоспуска.

Статус города Камбарка получила в 1945 г. Согласно последним официальным данным, численность населения составляла 13,2 тыс.чел. в 2001 г. и 12,4 тыс. чел. в 2005 г.

В настоящее время это административный центр одноимённого района Удмуртской республики. Район граничит с соседним, Сарапульским районом Удмуртии, а также с Башкирской республикой и Пермским краем. На территории Камбарского района выращивают рожь, ячмень, овёс, горох, гречиху, картофель. Разводят крупный рогатый скот, свиней, лошадей. Интересный факт: Камбарка – единственное место в Удмуртии, где растёт таёжная мелкоплодная клюква (в черте города имеется клюквенное болото).

Камбарский пруд является фактически географическим центром города: кварталы жилых домов как бы огибают его с двух сторон. Ещё одной, почти естественной границей города стала проходящая по его южной оконечности железнодорожная линия Москва – Казань – Свердловск, т. н. «Южный ход» Горьковской ж. д. Кроме станции Камбарка, никаких других раздельных и остановочных пунктов на этой железной дороге в черте города нет.

Географическое (по карте) расстояние до регионального центра – 90 км на юго-восток, но прямых автодорог туда нет (см. выше). Река Кама несёт в великую Волгу свои воды в 9 км к юго-западу от города. На ней в пос. Кама расположен одноименный с названием города порт Камбарка. Это создаёт некоторую путаницу. На это и я попался: непосредственно через город Кама не протекает!

В XIX веке в посёлке при Камбарском заводе были развиты кузнечное дело и производство тарантасов и телег. В годы индустриализации здесь сначала освоили выпуск элементов узкоколейного рельсового пути, затем вагонов-платформ, мотовозов. С середины 1960-х гг. завод становится монополистом в производстве узкоколейных тепловозов (в основном на колею 750 мм) и других единиц на их базе. В последние годы не утихают страсти по поводу права собственности на КМЗ. Сам завод из-за этого постепенно захирел и окончательно пришёл в упадок. Что будет с ним дальше, не ясно даже нынешнему руководству.

Прямой участок подъездного пути от завода до станции когда-то имел третий рельс. «Трёхнитка» использовалась для обкатки только что выпущенных тепловозов. Теперь надобность в нём отпала. С насыпи этого пути открывается красивый вид на проходящую по равнине двухпутную железнодорожную магистраль «Южного хода» Горьковской ж/д. Равнину последняя пересекает по высокой насыпи, а неширокую речку Камбарку по небольшому мосту, состоящему из одного пролёта с ездой по низу.

В самом городке ничего необычного, помимо уже упомянутого пруда и исторической плотины, я не обнаружил. Даже надписи на удмуртском языке встречены были только на вывеске в здании, где размещаются все городские органы власти. Помимо знаменитого в определённых кругах КМЗ в городе имеются: завод «Металлист» (производство бытовых насосов, сейфов и т. д.), Завод газового оборудования, фабрика «Корд» (кордная нить для ковров, трикотажные изделия), а также лесокомбинат. Недавно запущен в эксплуатацию завод по утилизации химического оружия, давший работу многим уволенным с КМЗ жителям города. Обидно, что только благодаря ему о тихой Камбарке узнала вся страна.

Гостиница, наверное, характерна для таких небольших городков. Просто я с подобным «сервисом» раньше не встречался. Обычное трёхэтажное кирпичное здание. Номер с ванной-туалетом стоит 300 руб. Телевизор и холодильник – у администратора. Что такое горячая вода, здесь давно забыли. Желающим предлагается посетить местную баню. Мне прямо так и сказали при заселении: «А идите Вы в баню!» Но можно попросить администрацию попользоваться огромным двухкиловаттным кипятильником, который выдаётся по первому требованию. Жжёные следы на паркете от неумелого пользования им я обнаружил в своём номере. Бар и ресторан на первом этаже – маленький очаг местной культуры, куда по вечерам подтягивается молодёжь. В продаже всегда имеется свежее пиво. В общем, жить можно!


Поразило, что даже здесь наличествует конкуренция операторов сотовой связи. Помимо тройки лидеров присутствует четвертый по распространенности в России оператор стандарта GSM. Более того, судя по карте покрытия Удмуртии, пользоваться услугами этого оператора не только «всегда дешевле» (фраза из рекламного слогана), но и удобно, потому как он охватывает больше территории 18-го региона, чем остальные. В этом я впоследствии имел возможность убедиться.
Экспозиция городского краеведческого музея на 50% посвящена КМЗ, что и неудивительно. В помещении музея размещено большое количество достаточно крупных моделей узкоколейных тепловозов и мотовозов, когда-то выпускавшихся на заводе.

Вечером последнего дня пребывания в Камбарке я спустился за плотину. Ранний осенний закат. Только что с рёвом и пеной вырвавшаяся на свободу речка мгновенно успокаивалась и неспешно несла воды в Каму, отражая на своей глади всю гамму красок вечернего неба. Где-то на изгибе притаилась еле различимая в сумерках фигурка рыбака. Делаю несколько кадров, почти не надеясь на то, что они получатся.


До новых встреч, Камбарка!

23.08.2006