Д З Е Р Ж И Н С К. Под боком у Нижнего Новгорода
Прислано admin на Июня 04 2007 16:12:25
Д З Е Р Ж И Н С К.
ПОД БОКОМ У НИЖНЕГО НОВГОРОДА


Павел В. Кашин, г. Москва

В сокращённом варианте опубликован в журнале
«Пантограф» № 4(30) (июль-август) 2007г.


Город Дзержинск расположен в центральной части Нижегородской области, на левом берегу реки Оки на 30 км выше по течению Нижнего Новгорода.

Административно город граничит непосредственно с Нижним Новгородом, Балахнинским, Богородским и Володарским районами Нижегородской области. Его появление на карте страны было обыденным. В 1929 г. посёлок Растяпино был переименован в Дзержинск, а год спустя получил статус города. Площадь его в официальных границах – 42,2 тыс. га, из которых лесами занято 15,3 тыс. га, или 36,3 % всей территории города. Население составляет на 01.01.2004 г. 267,77 тыс. чел. Демографическая обстановка безрадостная, как и в целом по России. По официальным данным на 2003 г., в городе родились 2380 чел., умерли 5139 чел. Естественная убыль составила 2759 чел., или 10,3 чел. в расчете на одну тысячу жителей. Действующий герб города утверждён 21 декабря 1978 года.

Базовой основой экономики города является промышленность, в которой действует 183 предприятия, из них 36 крупных и средних. Все, кто ездил на поезде из Москвы на восток страны через Нижний Новгород, наверняка обращали внимание на огромную промзону, тянущуюся на восток от города на многие километры вдоль железнодорожной магистрали Москва – Горький. Начинается она почти сразу после станции Дзержинск и вобрала в себя десятки предприятий. Не заметить её из окна поезда в дневное, да и ночное время точно невозможно. Слева по ходу поезда из столицы вдоль всей промзоны тянется не менее длинная трамвайная линия. Сколько раз на протяжении десятка лет я хотел вылезти из поезда и хоть чуть-чуть поисследовать эти места!

Случай подвернулся в августе 2006 г., когда по производственной необходимости я оказался в этом районе. Большая часть личного времени была посвящена изучению уникальной в своём роде солевозной УЖД на комбинате «Капролактам». Поскольку на нашем сайте для описания УЖД имеется своя страничка, это тема отдельного разговора, и здесь её я касаться не буду. Поняв, что из руководства УЖД я выжал максимум возможной информации, я покинул комплекс зданий желдорцеха. Пройдя пешком огромное асфальтированное пространство перед проходными и заводоуправлением к главному ж/д ходу Москва – Горький, пересек последний по мосту.

Подавляя желание в нетерпении ускорить шаг, степенно вышел на трамвайное полотно в районе ж/д станции Игумново, что расположена в 412 км от Москвы. Вокруг ни души. Слабый накат трамвайных рельсов уходит на разворотную петлю. Дальше в сторону Нижнего еле-еле накатан только один, обратный путь. Следовательно, в эту сторону регулярного движения уже нет, и нет давно! На вопрос к случайно проходившим мимо местным рабочим был получен весьма абстрактный ответ: «Да ходит трамвай, только редко. Всего один вагон на линии». За прошедшие два часа «тусования» в промзоне Дзержинского обещанный вагон так и не пришёл, и в город я отправился на маршрутке...

Построенная многие годы назад трамвайная линия, наверное, почти совсем утратила ныне своё предназначение – развозить рабочих по огромному количеству промышленных предприятий, растянувшихся вдоль линии Москва – Горький с 407-го км (ст. Дзержинск) по 421-й км (одноимённый остановочный пункт). Дело в том, что нынешние хозяева заводов предпочитают возить своих рабочих на работу и домой, используя собственные автобусы. В часы пересменок то тут, то там снуют «пазики» и более вместительные «секондхэндовские» машины с логотипами фирм – владельцев предприятий. Наиболее распространённые – автобусы с зелёными буквами «Сибур-Нефтехим». Судя по наличию на лобовых стёклах табличек с цифрами, машины эти курсируют по нескольким собственным маршрутам. К слову, доля выпускаемой этим «Сибуром» продукции в общем объеме промышленного производства города составляет 25,7 %. Неудивительно поэтому, что трамвай в промзоне постепенно «захирел».

А ведь давным-давно витает в воздухе идея объединения трамвайных сетей Дзержинска и Нижнего. Вообще-то странно, что этого не сделали в социалистические годы, ибо от разворотной петли у о. п. 421-й км до ст. Доскино в черте регионального центра остаётся каких-то 4 километра! Правда, до ближайшей нижегородской трамвайной линии несколько больше. Только судя по состоянию «промышленной» линии в Дзержинске, реальность воплощения этого проекта в жизнь становится с каждым годом всё более и более призрачной. Ну да и ладно, тем более что я на этот процесс никак повлиять не смогу.

Увы, потратив на бесполезное ожидание трамвая в районе Игумново уйму времени, на знакомство с самим городом я его оставил совсем мало. Оно было потрачено на перемещение в сторону ж/д вокзала от Дома культуры химиков (ДКХ), куда меня довезла маршрутка, и на съёмку нескольких трамвайных вагонов на конечной станции у ж/д вокзала. Мельком осмотрев характерное здание Дома культуры градообразующего предприятия, подумал, что не узнать его невозможно, в каком бы населённом пункте России таковой ни находился! Центральная часть Дзержинска имеет убого-помпезную, «совковую» архитектуру, характерную почти для всех городов, возникших в годы первых пятилеток. Сделав несколько шагов в сторону с центральных улиц, вы, как правило, «попадаете в объятия» к вездесущим пятиэтажным хрущобам. Вот, собственно, и все строительные изыски.

Поговорим о городском транспорте. В России не так много районных (да и региональных!) центров, имеющих весь спектр основных видов наземного пассажирского транспорта: автобус, трамвай, троллейбус. И пусть маршрутная сеть электротранспорта не такая уж развитая, но ведь она ЕСТЬ! Ниже приведу открывшиеся мне сведения о гортранспорте Дзержинска, начиная, естественно, с наиболее «родственного» железным дорогам.

Трамвай

Увы, тайной для меня остался номер маршрута, идущего (ходившего?) по «промышленной» линии. Знаю только, что на ней есть разворотные петли у ж/д платформ 421-й км (конечная, ныне брошена), Игумново и Калининская, а за пределы имеющейся в моём распоряжении карты города в этой стороне выходят маршруты №№ 1 и 2. Какой-то из этих или сразу оба маршрута разворачиваются у пл. Калининская в настоящее время. Это уж я видел своими глазами! Трамвайные маршруты №№ 3 и 4 начинаются у вокзала и не покидают городской жилой зоны.

Единственное депо находится на востоке у самого начала «промышленной» линии. Ничего выдающегося на его территории при неофициальном беглом осмотре с улицы мной замечено не было! Проверять же «жёсткость» охраны не было времени, да и желания. Пассажирский вагонный парк на 100 % состоит из весьма потёртых, но исправно работающих КТМ-5М3. Окраска кузова стандартная, нумерация вагонов сквозная, трёхзначная, первая цифра бортового номера – «0». Характерная особенность вагонов в том, что все они без исключения оборудованы допотопными токоприёмниками бугельного типа. (Такие КТМы с бугелями я видел ещё только в соседнем Нижнем Новгороде.) Интересна и разворотная петля у вокзала. Во-первых, проложена она вокруг живописного соснового островка. Но главное, что, в отличие от «стандартных», по которым движение вагонов осуществляется против часовой стрелки, эта устроена таким образом, что разворот вагонов производится в обратную сторону. Рельсовый путь при этом пересекает сам себя! Я назвал эту разворотную петлю «обратной».

Троллейбус

На 2006 г., по официальным данным, в городе имеется 4 маршрута. Все они начинаются в центре города на пл. Маяковского. От неё 1-й уходит на северо-восток в промзону, второй – кольцевой по центральной части города, а 3-й и 4-й связывают центр с западной частью города. Разница между последними в том, что в центре они следуют по односторонней петле в противоположных направлениях. Судя по всему, парк стандартных для России машин типа ЗиУ-9 (ЗиУ-682 разных модификаций) недавно пополнился новыми «тролзами», которые выделяются на фоне всеобщей серости города яркой окраской кузовов. Она состоит из белого основного фона и продольных полос оранжевого, зелёного либо красного цветов. (Такие цвета я видел лично!)

Автобус

В качестве «муниципальных» (но, видимо, далеко не государственных, поэтому термин взят в кавычки) используются машины МАРЗа двух владельцев, один из которых «Транслайн». Название второго забыл записать, понадеявшись на память. (Кто не знает: МАРЗ – Мичуринский авторемонтный завод.) Имеется большое количество вездесущих «ГАЗелей»- маршруток. При невероятной близости ГАЗа это неудивительно! Кроме того, по городу в часы пик курсирует много ведомственных пассажирских автобусов, о которых уже говорилось ранее.
Вот, собственно и всё. Таким я увидел Дзержинск – второй по величине город в Нижегородской области и его городской транспорт, случайно попав сюда по делам службы.


22.08.2006 г.