ПО СЕВЕРАМ (часть 2)
Прислано admin на Ноября 22 2005 13:25:17
За станцией узкоколейки до леса простиралось огромное пространство, заполненное покорёженными ржавыми металлоконструкциями, обугленными останками деревянных строений, корпусами вагонов в горах ещё дымящихся опилок. Окружено всё это было четырьмя рядами забора с колючей проволокой с частыми деревянными вышками по периметру. Когда-то это была «рабочая зона» –Салтозёрский лесозавод, на нём, судя по рассказам, и работал постоянно на манёврах узкоколейный паровоз. Не так давно лесозавод сожгли, и сейчас его территория представляла собой жуткое зрелище. У «колючего» забора мы обнаружили деревянный фундамент со смотровой канавой. Ведущие к нему шпалы указывали на то, что это было депо. Хаотично разбросанные шпалы ещё одного пути шли дальше и спускались с косогора к берегу маленького озера – Салтозера, на берегу которого когда-то был паровозный водозабор. В спокойной воде отражались столбы с запутанной «колючкой» да молчаливый болотистый лес, растущий на противоположном берегу.
После того как я заглушил двигатель УАЗика, над мёртвым посёлком наступила гробовая тишина. Казалось, время остановилось, природа замерла. Не летают здесь птицы, не ходят по брошенной «зоне» звери, не шумит лес, лишь только, качнувшись от внезапного порыва ветерка, заунывно заскрипит свисающий с крыши пилорамы дырявый железный лист. Скрипнет, и снова пугающая тишина, словно нет нигде жизни, нет цивилизации, крупных городов, только безмолвный нехоженый лес без конца и края…
На другом конце лесозавода мы обнаружили насыпь ширококолейного пути, она вывела нас на магистраль перегона Салтозеро – Квандозеро. Заросшие шпалы в S-образной кривой, уходящие в густой сосновый лес, да тоненький мотоциклетный след на обочине. Похоже, бывают здесь всё-таки иногда люди. Только зачем ехать сюда десятки километров на мотоцикле – на охоту или поживиться чем на останках посёлка?
Поехали по шпалам в направлении станции Салтозеро. Сразу за кривой засиял в листве красным крылом входной семафор. Вот это да! Дорога-то Мехреньгская, похоже, вся на семафорах была. И сколько их теперь стоит вот так среди лесов на разобранных перегонах? Главное, не попасть уже туда. Рельсов нет, дорог тоже, насыпь заросла. А пешком – больше сотни километров по дикому лесу среди останков брошенных лагерей.
Станция Салтозеро Мехреньгской дороги представляла собой площадку на 4 пути на окраине сгоревшего лесозавода. В северной горловине – подъездной путь на территорию предприятия, на его трассе сохранились опутанные «колючкой» ворота со смотровыми вышками и «тамбуром досмотра» подвижного состава. Подъездные пути южной горловины шли в посёлок к сараям и к единственному каменному строению Салты – зданию поселковой электростанции. Как и в Великой Речке, здесь также было автономное электроснабжение. Особый интерес у нас вызвал сожжённый вагон-бытовка, находящийся у остова здания станционной дежурки. Когда-то это был пассажирский вагон наподобие «Егоровца», с переходными площадками. Рама вагона давно вросла в землю, кроме того, она была засыпана недогоревшим хламом. Как ни старались мы найти табличку, нам это не удалось. Ясно было только одно – до пожара это был старый, ценный экспонат. Осмотр Салты закончился, когда пошёл третий час. Конечно же, хотелось здесь полазить ещё, проехать по насыпи узкоколейки в лес, изучить показанное по карте в нескольких километрах от Салты лесовозное примыкание к ширококолейной дороге, попробовать заехать в заброшенные лагеря Кетозеро и Ледьозеро. Но пора было выбираться из этих мест. Ночевать здесь однозначно не хотелось. Доснимав на остатки видеокассеты четырёхрядный забор с колючей проволокой и ветхими покосившимися вышками, перекусив на берегу озера, мы отправились в обратный путь, с каждым долгим километром ощущая приближение к людям. Пропорционально тем же километрам, удаляющим нас от мёртвой «зоны», росла гордость за осуществлённый бросок. Мы увидели призрачную Салту, мы сделали это!
Расползающаяся бетонка, рушащиеся на глазах мосты, зарастающая дорога, пропадающие в лесной глуши пласты многолетней невесёлой истории… Мы могли быть одними из последних попавших сюда, через год дорога может стать совсем непроезжей. А впереди лежало ещё почти 80 км Салтозёрской бетонки, 40 км Шалакушского тракта и около 30 км нормальной дороги до ближайшей заправки под Няндомой. А потом ещё 900 км грейдеров, бетонок и непривычно ровных асфальтированных трасс до Москвы. Разведка боем удалась. Она разрушила радостные иллюзии о лесовозных дорогах Архангельской области, но помогла сложить правильное впечатление об этом удивительном прекрасном уголке России, раскрыла перед нами массу интересных, неведомых ранее моментов запутанной истории железных дорог.