ПЛАСТИКОВАЯ ДОРОГА
Прислано admin на Декабря 16 2015 14:33:49
ПЛАСТИКОВАЯ ДОРОГА


Павел В. Кашин, Москва


В конце 2011 года в издательстве «Железнодорожное дело» вышла книга «Искусство железнодорожного моделизма». Пришло время, и у меня появилась возможность ознакомиться с этим трудом. Читая главы, посвящённые истории выпуска в СССР моделей и игрушек на данную тематику, я лишний раз убедился в том, что грань между ними слишком тонка. Потому однозначно определить, что есть модель, а что всё-таки игрушка, можно, только исходя из субъективных представлений.

Вот почему я полез на антресоли и извлёк оттуда набор железной дороги, который когда-то в середине «лихих девяностых»мы с супругой купили нашему сыну. Производителем значится московский опытно-экспериментальный завод «Огонёк». Соглашусь, что данное изделие не может претендовать на гордое звание ж/д модели, но и на простецкую игрушку для детей категории «3+» она в общем-то тоже непохожа. Именно поэтому я взял на себя труд описать сие творение постперестроечной игровой индустрии.

На первый взгляд содержимое по-советски не шибко броской, но довольно объёмной коробки похоже по составу на аналогичные игровые наборы: рельсовые звенья, паровоз, вагон, здание вокзала… Паровоз вряд ли можно отождествить с чем-то реально существующим. По рисунку фронтона угадываются американские мотивы. На будке вместо серии и номера ¬– товарный знак производителя: «ОГОНЁК». С модельными собратьями данный локомотив роднит не только наличие колёс с бандажами, но и то, что четвёртая (от цилиндров) колёсная пара имеет резиновые кольца для увеличения коэффициента сцепления.

А вот прилагаемый к паровозу двухосный вагон формой кузова почему-то напомнил тогда, да и теперь напоминает узкоколейный вагон Демиховского завода. Да-да, тот самый ПВ-40, последние модификации которого так модно стало именовать ПВ-51. (Лишний раз повторюсь: НЕ БЫЛО ТАКОГО ВАГОНА! И не надо путать тип вагона с понятием «№ модели по ГОСТу»!) Почему я ещё подумал про ПВ-40? Да потому, что конфигурация РШР – рельсо-шпальной решётки – очень уж похожа на рельсы и стрелки, выпускаемые для модельных типоразмеров с индексами е и f, т.е. для прототипов колей 600 – 750 мм. Последние как раз характерны тем, что имеют большее расстояние между шпалами. Так что ассоциация с узкоколейкой налицо!

Вокзальчик мне показался больше похожим на пристанционный пакгауз. Но всё равно симпатичный. В его нутро необходимо было заложить, как и в паровоз, комплект батареек. Зачем? Расскажу чуть позже. Сразу смутило наличие большого количества дополнительных деталей, самые мелкие из которых были бережно сложены в полиэтиленовый пакет. Чтобы разобраться в их назначении, открываем и изучаем инструкцию. «Для детей от 7 до 14 лет». Уже интригующе. «Вариант 3». Хм… я так никогда и не увидел воочию ни первых двух, ни последующих, если они были. Ан нет! Был аналогичный набор с тем же пассажирским вагоном и опрокидной вагонеткой. Какой он по счёту – не знаю.

Путевой материал состоит из 8 прямых звеньев, 16 радиусных звеньев, двух левых и одного правого стрелочного перевода, двух наборов деталей для тупика. Немного геометрии. Профиль рельсов I-образный, РШР отлита единой деталью из полиэтилена. Превышение поверхности катания над плоскостью имитации шпал (аналог высоты рельса в моделизме) – 5,5 мм. Радиус рельсового круга в инструкции не указан, но по моим вычислениям составил 365 мм. Длина прямого звена 238 мм, угол радиусного звена – 30о. Стрелка сочетает в себе геометрию прямого и радиусного звеньев, что значительно упрощает составление путевых схем.

Согласно инструкции, из набора собирается рельсовый овал размером 1760 х 880 мм. Крупновато для «совковых» малогабаритных квартир. Но ведь и колея нешуточная: 42 мм! Вот вам ещё один аргумент за игрушку. Была бы колея всего на 3 мм шире, получился бы G. Так обозначается набирающий популярность в нашей стране типоразмер для т.н. садовых ж.д. (Может быть, отсюда схожесть рельсов и стрелок с узкоколейными? Подсмотрели в очередной раз наши инженеры идею на тлетворном Западе?) Помимо овала предусмотрены три тупиковых пути. При этом тупиковых упоров из предлагаемых деталей собирается две штуки, классической «европейской» формы. Третий тупиковый путь оборудуется т.н. возвратным механизмом. Что это? Настала пора развернуть пакетик с мелкими деталями. И вот тут начинается самое интересное!

Игрушечные ж. д. как правило имеют мало возможностей для того, чтобы творчески разнообразить игру в них. Ну рельсовый круг/овал. Ну состав в виде локомотива и одного/двух/трёх вагончиков. Раньше подобные наборы комплектовались локомотивом, имеющим заводной пружинный механизм. Завёл ключиком, поставил на рельсы, прицепил вагоны, отпустил стопор - и поезд покатил по рельсовой колее, насколько завода хватит! Теперь роль пружины выполняет спрятанный в кузове игрушечного локомотива электромотор вкупе с набором элементов питания, т.е. с батарейками. Кругов такой поезд намотает столько, на сколько хватит вашего терпения или заряда батареек. И всё! На этом разнообразие игры заканчивается. Для 3-5 летнего ребёнка может быть и достаточно… (Было! Теперь-то все чуть не с пелёнок с компьютерными играми знакомятся!) А если ребёнок повзрослеет?

Что же придумали инженеры с «Огонька»? Механическое управление! Локомотив этой игрушечной дороги имеет под кузовом переключатель режимов: «вперёд – стоп – назад». На этот переключатель и воздействуют механизмы управления, укладываемые в путь. Их несколько видов. Два трёхпозиционных, т.е. приспособленных задавать все три перечисленных режима, вмонтированы в два прямых участка пути, по одному на каждый. Основа механизма – желобок, в который попадает переключатель режимов паровоза. В зависимости от положения желобка (крайнее правое, центральное или крайнее левое) переключатель на паровозе переводится им в соответствующий режим или остаётся в текущем, если положения желобка и переключателя совпадают. Изменение режима движения производится вручную поворотным рычажком. В рельсы тупиковых путей предлагалось вложить съёмные механизмы управления «стоп – назад». Перед зданием вокзала укладывается по инструкции механизм управления «стоп – вперёд». У двухпозиционных механизмов команда «стоп» задаётся локомотиву автоматически при наезде на него переключателем. Второе положение задаётся вручную подпружиненным рычажком. Кроме них в набор входит и стрелка-автомат «стоп – назад». При наезде на неё паровоз автоматически начинает движение в обратном направлении. Такую деталь рекомендовано устанавливать в тупиковом пути, не имеющем тупикового упора. Под вокзальным перроном притаилась педалька. При нажимании на неё выступающими деталями паровых цилиндров проезжающего паровоза она замыкает электрическую цепь, спрятанную в здании. Звучит имитация паровозного гудка. Вот для чего нужен второй комплект батареек. Имеется и «расцепитель». Принцип его действия аналогичен таким же устройствам модельных железных дорог. Несмотря на его строгое расположение в пути по инструкции, фактически уложить его можно было где угодно!

Дополнительно имеется семафор с ручным управлением. По традиции при его правильной установке крыло нависает над рельсовой колеёй, перекрывая последнюю в закрытом положении, как шлагбаум. Ну почему в нас так въелся этот дурацкий стереотип?! Ну да ладно: мы ведь имеем дело с ИГРУШЕЧНОЙ железной дорогой. (Хотя вот отсюда стереотип о расположении семафорного крыла относительно пути, наверное, и берётся!)

Чем хорош этот набор? Наигравшись в предлагаемую по инструкции путевую схему, сын начал экспериментировать. Сначала с моим участием, потом самостоятельно. В числе прочего неплохо получалось превращать два тупиковых пути в ещё одно полукольцо. Т.е. по типу путевой схемы знаменитой пионерской дороги.

Конечно, мой сын вырос из этой продвинутой игрушки раньше заявленных «…до 14 лет». Коробка с железной дорогой переместилась на антресоли, откуда и была извлечена на днях. Я же тогда не без тайной радости понял: настало время показать сыну свои запасы более серьёзных локомотивов и вагонов – модельных.

* * *
Закончив работу над данным материалом, ради интереса я набрал соответствующее словосочетание в одной из сетевых поисковых систем. К моему удивлению, компьютер выдал сведения о продаже похожего набора, даже с картинкой. Увы! По всем ссылкам, помимо одинакового везде описания продукции, значилось: «НЕТ В ПРОДАЖЕ». Зато, как снежные хлопья в период обильного снегопада, на меня посыпались объявления о продаже всяких «Золотых», «Красных» и прочих «Голубых Стрел». Коробки красочные, надписи на русском языке. Ну а про их содержание, функциональность, качество и страну изготовления пусть расскажет кто-то другой.

20.03.2012