История одной фотографии. День второй
Прислано admin на Марта 30 2013 11:36:12
ИСТОРИЯ ОДНОЙ ФОТОГРАФИИ. ДЕНЬ ВТОРОЙ


Павел В. Кашин

Как уже успели узнать посетители нашего сайта из материала «ИСТОРИЯ ОДНОЙ ФОТОГРАФИИ», в мае 1996 года через Москву прошёл паровозный тур английской компании GWT. Его прибытие на Белорусский вокзал столицы, вернее, проследование ретропоезда через платформу Беговая, было мной со товарищи успешно зафотодокументировано.

В столице для участников тура предусматривались проведение обзорной экскурсии по Москве и ночёвка в лучших гостиницах города. На следующий день они должны были отправиться дальше на восток страны с того же Белорусского вокзала.

«Как, – спросите вы, – можно отправиться на восток из традиционно западных ж/д ворот столицы?» Можно, если поехать по соединительной ветке в сторону Савёловского вокзала, далее по Савёловскому направлению до станции Яхрома. Оттуда повернуть на Большую московскую окружную ж.д. (БМО) и, вырулив по ней на станцию Александров, продолжить дальнейшее движение по самому северному ходу Транссиба через Ярославль – Шарью – Киров – Пермь…

Итак, в среду, 29 мая я присоединился к группе товарищей, готовых пожертвовать своим рабочим временем, но всё-таки снять туристический поезд под тягой П36 в пейзажистых раздольях дальнего Подмосковья. В частности, мне пришлось на работе брать отгул «по семейным обстоятельствам».

Место съёмки решили выбрать где-нибудь в районе «отпочковывания» пути БМО от Савёловского направления. На 99% мы были уверены, что поезд, не меняя направления, уйдёт на кольцо со станции Яхрома. Однако оставался 1% вероятности того, что поезд сначала загонят в Дмитров (м.б. там экскурсия запланирована?), а затем, сменив направление, отправят на то же кольцо, но по другой ветви. Признаться, мы рассчитывали на местных коллег-железнодорожников: уж они-то подскажут обязательно!

Пока П36 проходил в депо имени Ильича последние пункты планового ТО перед поездкой, а вышколенная бригада проводников готовилась принять своих VIP-пассажиров, наша команда стартовала на электропоезде в сторону Яхромы.

Обычный серенький весенний день. Совсем не пасмурно, но и солнце не балует народец своими тёплыми лучами, спрятавшись за тонким слоем однообразной скучной облачности. Электропоезд катится согласно своему расписанию мимо дачно-курортных местечек, что вытянулись вдоль канала имени Москвы. Вот и Икшу уже миновали. От Икши до Яхромы однопутная в своей северной части БМО вливается в Савёловский ход, теряется в нём. Но что интересно, хоть на этом участке километровые столбы ведут отсчёт только от Москвы-Бутырской (Савёловский вокзал), километраж по БМО формально не прерывается. Закончившись 90-м километром в Яхроме, отсчёт продолжается за Икшей, начиная со 105-го километра.

Яхрома. На дальнем левом боковом пути до видимого горизонта стоит состав старых рефрижераторных секций. Заходим в помещение дежурной для уточнения маршрута прохождения ретропоезда. Но дежурная настроена агрессивно.

– Не знаю я ни про какой паровоз. А знала б, ни в жисть вам не сказала бы! – дама отворачивается к станционному пульту и пытается нас больше не замечать.

– А ты ей удостоверение своё показал? – шепнул я своему коллеге.

– Ну да, конечно! Как же без этого?! Но она, сам видишь, что-то никак на это не реагирует… – с обидой в голосе ответил тот.

– Ну и пошли отсюда! Чёрт с ней! Сами разберёмся! – говорю в полный голос, чтобы дежурная слышала. Поворачиваюсь и первым выхожу, демонстративно хлопнув дверью.

Позднее выяснилось, что за несколько часов до нашего приезда и (о ужас!) до прохода спецпоезда на станции Яхрома случился сильный пожар: горело несколько цистерн с мазутом. С огнем справились, сгоревшие цистерны свалили под откос, а пожарище стыдливо прикрыли тем самым составом полуржавых рефсекций. Задёрганной с начала трудовой смены многочисленными звонками дежурной по станции («Литерный суперпоезд на подходе, вы готовы, мать вашу, его пропустить?!») только нашего появления и не хватало!

У пригородной платформы готовится к отправлению «кольцовская» электричка – 6-вагонный состав с «круглыми» головными вагонами. На главных московских направлениях таких уже давно нет, да и на БМО им кататься недолго осталось… Сигнальные маршрутные указатели на Яхроме не предусмотрены. Поэтому на кольцо электропоезд уходит под два зелёных огня выходного светофора – редко встречающийся сигнал, согласитесь. Ну, а мы идём в попутном направлении, в северную горловину станции и далее к развилке линий.

Вот и путевой треугольник, образованный станциями Яхрома и Дмитров, а также путевым постом 87-го километра БМО (ныне он упразднён). Пригорок, поросший кустами и невысокими молодыми берёзками. Путь из Яхромы на 87-й идёт на подъём. Это значит, что здесь паровоз пойдёт с открытом регулятором, в режиме тяги. Т.е. дым из трубы и парок вокруг цилиндров нам гарантированы. Ну, а если, не дай бог, поезд завернут в Дмитров, то мы это тоже прекрасно увидим и у нас будет достаточно времени поменять диспозицию. Располагаемся лагерем, готовимся к съёмке, ждём. Теперь уже и бутылёк пивка можно себе позволить, да и колбаску со свежим огурчиком порубать на газетке…

Далёкий гудок дал понять, что наши ожидания не напрасны. Один из участников нашей фотоохоты по имени Максим подхватил видеокамеру и со словами: «Так. С вас фотографии, с меня – видео!» – скрылся в поросли молодых деревьев. И тут… О нет! Выглянуло солнце! Памятуя о сереньком деньке, мы совсем не брали его в расчёт. А теперь выбранный нами для съёмки ракурс оказывался точно против солнца! Мои коллеги враз разбежались вслед за Максом в поисках новых съёмочных позиций. Ну, а я решил не метаться уже и стоять на своём до конца: выйдет – хорошо, не выйдет – да не очень-то и хотелось! Вчера-то ведь наверняка всё получилось… (Во времена были! О том, получился кадр или нет, можно было узнать только после проявки плёнки в лаборатории. А от момента съёмки до момента проявки могло пройти и день, и два, и… месяц! Лично я несколько раз с удивлением смотрел в начало только что проявленной плёнки: «И гдей-то я ЭТО снял? А главное, КОГДА?!»)

Звук отсечки где-то совсем рядом! А вот и поезд. Выползает из-за деревьев, оставляя в стороне Савёловский ход, вписываясь в правую кривую однопутной ветви БМО. Не спеша идёт, в горку, с открытым регулятором. Пыхтит… П36 в этот момент мне показался похожим на крепкого деревенского мужичка, с пыхтением тащащего в горку тяжеленный мешок с поклажей. Уф! Пот бы со лба стереть, да обе руки заняты: в одной посох, другая мешок, за спину закинутый, удерживает. «Ну, ничего. Вот горку перевалю – там легче будет», – думает он про себя.

Перелом профиля был где-то рядом. Миновав мою точку съёмки, паровоз «закрылся» и дальше пошёл накатом. Снова, как и накануне, делаю кадр «вдогонку». Всё, съёмка закончена?

Да почему? Спешить некуда. В Москву возвращаться не хотелось никому. Компания снова собирается, довольный Макс появился так же неожиданно, как и ушёл. Значит, удачным был процесс видеосъёмки. Теперь есть время посидеть на пригорочке, поговорить, обменяться впечатлениями. Можно поснимать не шибко активную, но и не очень редкую движуху по БМО.

Так когда там по плану следующий тур на паровой тяге?



17.01.13 г.
Данный материал первоначально был опубликован в альманахе «Локотранс» №1/2013.
Специально переработан для сайта pereyezd.ru