Первомайская экспедиция
Прислано admin на Января 02 2012 11:01:03
Сергей Костыгов

ПЕРВОМАЙСКАЯ ЭКСПЕДИЦИЯ


В первомайские праздники 2011 года состоялась очередная совместная с питерскими коллегами экспедиция. Экспедиция в Кневицы, на Южную узкоколейную дорогу. Вопреки нашим ожиданиям, к 1 мая от снега в Новгородской области не осталось и следа. По сторонам шоссе вовсю зеленели свежей молодой листвой берёзки, воздух был тёпл и свеж. По небу плыли весёлые кучерявые облачка, радостно светило яркое весеннее солнце.

Узкоколеек в Кневицах две – Северная и Южная. Обе они относились когда-то к Лычковскому леспромхозу и соединялись трёхкилометровой перемычкой, пересекавшей железную дорогу Бологое – Старая Русса под ширококолейным мостом через речку Березенку. Первой была построена Северная УЖД. По данным леспрома СССР, движение по ней было открыто в 1951 году. На узкоколейку поступили 3 лёгких немецких паровоза ОП2. Южная УЖД была построена намного позднее, в 1958 году. На ней сразу стала применяться мотовозная тяга. В отличие от Северной, поставлявшей лес исключительно на нижний склад с последующей перегрузкой на широкую колею, на Южной функционировал ещё и тарный цех, выпускавший готовую продукцию.

На Северной узкоколейке параллельно с паровозами работали мотовозы МУЗ4, ДМ54, МД54-4. На Южной – мотовозы МУЗ4, МД54-4, несколько тепловозов ТУ4 и автомотриса АМ1. В 70-х годах леспромхоз стал получать тепловозы ТУ6А. По словам ветеранов, на Северную дорогу успел поступить лишь один ТУ6А. В середине 70-х годов лесоразработки на севере стали сокращаться, Северный нижний склад в Кневицах был ликвидирован. К 1980 году Северная УЖД перестала существовать как самостоятельная единица, её подвижной состав был передислоцирован в депо Южной УЖД. Но движение на север сохранялось до начала 90-х годов. Оно осуществлялось с Южного нижнего склада по построенной в 70-х годах связке узкоколейных дорог.

После окончательного прекращения движения тепловозов по Северной УЖД разбирать её не стали – оставили местным как средство попадания в лес. С тех пор здесь началось активное движение «пионерок». Их количество исчислялось десятками. Хозяева дрезин сами ремонтировали разваливающуюся узкоколейку, при необходимости укрепляя мосты, меняя сгнившие шпалы на спиленный тут же кругляк. А Южная дорога продолжала работать, возить лес. В 2001 году, когда я первый раз попал в Кневицы, Южная УЖД оставалась последней действующей лесовозной узкоколейкой Новгородской области. В конце 90-х годов работники леспромхоза собрали остатки подвижного состава с разбираемых узкоколеек «Новгородлеса», в результате чего в Кневицах образовался значительный запас запасных частей для тепловозов и вагонов УЖД.

К 2011 году Лычковский ЛПХ прекратил своё существование, и узкоколейная железная дорога перешла в ведение ООО «Кневлес». Учредителями «Кневлеса» стали местные жители, бывшие работники леспромхоза. Поэтому, наверное, узкоколейку и не разобрали. Она по-прежнему возит лес, правда, значительно меньшими объёмами. На УЖД 4 исправных тепловоза и несколько «доноров», списанных ещё во времена леспромхоза. Один из исправных локомотивов – самодельная автомотриса, сконструированная местными умельцами из тепловоза ТУ6А путём удлинения его кабины второй такой же.

Магистраль дороги имеет протяжённость 16 км, почти на каждом километре к ней примыкают усы. Самый длинный ус начинается на 13-м км. По нему можно уехать за 21–22 км от Кневиц. В апреле 2011 года вывозка леса велась с уса 4-го км, но на лето были планы работы на 8-м и 10-м км. По мнению хозяев, перспективы у узкоколейки есть. Вывозка вряд ли будет осуществляться дальше 11-го км, но разбирать недействующие пути они не будут. По ним можно ездить на охоту, рыбалку, за ягодами.

Получив разрешение руководства «Кневлеса», мы проехали на своих «пионерках» практически по всем путям Южной УЖД. Исключениям стали лишь усы, наглухо заставленные подвижным составом. На одном из таких усов (на 2-м км) приятной находкой стала брошенная электростанция ЭСУ2а. Кстати, «эсэушка» эта не местная, её привезли в конце 90-х годов с разобранной узкоколейки Великолукского торфопредприятия.

Серая насыпь, пестреющая ярко-зелёными побегами молодой травы, провела нас в недра глухих Кневицких лесов. Свежие вырубки на усу 4-го км, крепкие новые мосты через речку Любимку на 8-м км и Деденьку на усу 13-го км, бескрайние просторы старых лесоразработок, по которым протянулась путаная система ржавых усов УЖД. Их нет на карте, их практически не видно на спутниковых фотографиях. Едешь по бесконечной паутине вслепую. Не знаешь, куда идёт петляющий ус, сколько ещё километров лежит впереди. Только благодаря GPS-навигатору нам удалось нанести все пути на карту.
Как я уже говорил, Кневицкая узкоколейка послевоенная, но проходит она по местам боевых действий. То тут, то там покажутся у насыпи заросшая воронка, корпус снаряда, ржавая солдатская каска, сгнившая рама полуторки… Труднопроходимые болотистые леса хранят в себе страшную историю военных лет.

Экспедиция прошла удачно. Жаль только, не успели мы проехать на север. Теперь и не съездить туда уже: летом 2011 года началась разборка Северной УЖД. Видимо, 30 км ржавых рельсов, скрытых в недрах лесов, давно не давали кому-то покоя…