«ЭКСПО–1520»
Прислано admin на Сентября 20 2011 11:19:52
«ЭКСПО-1520»


В пятницу, 9 сентября, отпросившись с работы в обед, я успел-таки посетить выставку «ЭКСПО–1520», которая проводилась с 7 по 10 сентября 2011 года в г. Щербинке, Московской области, на территории Экспериментального кольца ВНИИЖТ. Данное мероприятие было заявлено как Международный специализированный салон новейших достижений в области оборудования, технологий, инфраструктуры, услуг и логистики железнодорожной индустрии. Были предусмотрены следующие основные разделы выставки:
• железнодорожная техника и технологии;
• комплектующие детали и узлы;
• внутреннее устройство / интерьер;
• инфраструктура / строительство железных дорог;
• транспортировка груза по железной дороге;
• пассажирский железнодорожный транспорт;
• информационные технологии на транспорте;
• логистика.

Непосредственно по путям кольца в дни выставки в полдень проводилась «горячая» демонстрация основных новинок тягового подвижного состава. Причём оформлено это было как преемственность поколений. Для этого, помимо современных локомотивов и путевых машин, совершавших круги почёта по кольцу, на выставке присутствовали три паровоза: «местный» Эу699-74, «подмосковный» Л-2344 и П36-0030 с Южно-Уральской ж.д. Они с честью предваряли проход локомотивной колонны. Увы, я на эту демонстрацию так и не попал, довольствуясь лишь моментами манёвров паровых машин по топливному складу и экипировкой их углём.

Кроме паровозов, в параде приняли участие:
- 2ЭС10-002 «Гранит» (группа «Синара» г. Екатеринбург + «Сименс»), при этом 2ЭС10-001 стационарно стоял в основной экспозиции;
- 2ЭС4К-057 «Дончак»;
- 2ЭС6-126 «Синара»;
- 2ТЭ25А-008 «Витязь»;
- ТЭМ7А-0407;
- ТЭМ18ДМ-545;
- ТЭМ14-0001;
- ТЭМ31-001;
- ЭП20-001, совместная разработка с Alstom;
- ТЭП70БС-111;
- ТЭМ-ТМХ-001;
- рельсофрезерный поезд РФП1-001.

Помимо этого, газотурбовоз ГТ1-001 (не путать с первым ГТ1-001, почившим во Льгове в 1980-х гг. прошлого века!), созданный на базе одного из ВЛ15, установил в период работы выставки мировой рекорд, проведя двумя секциями поезд весом 18 тыс. тонн.

Поскольку я уже несколько лет не работаю в СИСТЕМЕ, особо тщательно осматривать экспозиции в павильонах не стал, ограничившись посещением стенда компании, в которой когда-то отработал с десяток лет, да стенда компании, которая официально приглашала меня на эту выставку. Натурная часть экспозиции осматривалась более тщательно. Помимо вышеперечисленных новинок магистрального п.с. России, который уже измусолили на многочисленных любительских форумах и фотогалереях, осмотрел ТЭ33А-0080 (китайско-казахстанского производства) и ТЭМ2МК-8355. Последний «откавээрен» с заменой штатного дизеля на установку от «Дженерал Моторс». По традиции данной компании, дизель-генератор установлен на раму старого тепловоза вместе со штатным американским капотом. Увы! Оба локомотива стояли весьма неудачно, и пришлось снимать их практически «в лоб».

Поразило обилие колёсной техники на комбинированном автожелезнодорожном ходу, включая дефектоскоп на базе автомобиля «УАЗ-Патриот». Как говорится, любителям авто-железнодорожных путешествий на заметку. Правда, цену такого чуда разработчики озвучить отказались. Да и она по-любому не была бы корректной, т.к., помимо стоимости собственно авто и комбинированного хода, включает и стоимость дефектоскопного оборудования, которое в путешествии совсем не нужно. Понравился также миниатюрный маневровый локомотивчик с гибридным двигателем ЛГМ1. Компоновка кузова капотного типа с асимметрично расположенной и приподнятой кабиной машиниста делала его похожим на коксотушильные электровозы.

Ну, и, как постоянный клиент пригородных перевозок, не обошёл я вниманием и новейшие электропоезда. Помимо уже серийного ЭД4М-0387 с прислонно-сдвижными дверями, от ДМЗ был представлен ЭД4М-500. Новый дизайн головной части и немного улучшенный салон; общая концепция наших пригородных поездов осталась неизменной.

Именно поэтому намного более интересным мне показался электропоезд ЭПг-002 производства швейцарской компании Standler для железных дорог Белоруссии (БЧ). Этот частично низкопольный (!) состав переменного тока состоит из одной 4-вагонной секции сочленённого типа, опирающейся на 5 тележек. Из них две – под кабинами головных вагонов. Они же являются моторными. Остальные три безмоторные – под сочленениями между вагонами секции. Допускается работа по системе многих единиц до трёх сцепленных составов. Электропоезд не имеет тамбуров и больше похож на большой низкопольный трамвай, нежели на электричку в классическом нашем представлении. Да таким, мне кажется, и должен быть настоящий ГОРОДСКОЙ электропоезд, призванный обслуживать собственно мегаполис с его ближайшими пригородами. Правда, наличие низкого пола исключает его эксплуатацию в зоне московского и питерского узлов, оснащённых высокими пассажирскими платформами. Кроме того, сочленённая конструкция не позволяет изменить составность (например, выцепить один вагон для ремонта или доцепить в связи с увеличением пассажиропотока). Да и применённая на поезде автосцепка Шарфенберга практически нигде не применяется на пространстве 1520, за исключением Финляндии и метрополитенов. Так что подождём, что же всё-таки нам предложит «Сименс» к Олимпийским играм в Сочи.

* * *
На задворках территории ВНИИЖТ я наткнулся на экспонаты прошлых лет: уже немного побитую атмосферными осадками сочленённую контейнерную платформу и бустерную секцию маневрового газотурбовоза ТГЭМ10-001. А какова будет судьба нынешних экспонатов?

Павел В. Кашин
12.09.2011