У САМОГО БЕЛОГО МОРЯ, или Пятая Архангельская экспедиция
Прислано admin на Мая 04 2010 21:05:53
Сергей Костыгов

У САМОГО БЕЛОГО МОРЯ,
или Пятая Архангельская экспедиция



ВСТУПЛЕНИЕ


За плотной пеленой дождя показался Северодвинск. Дождь мощно барабанил по крыше машины, дворники «уазика» не справлялись с низвергавшимися с неба потоками воды. «УАЗ», словно катер, рассекал полноводные лужи, залившие поверхность шоссе. В город не поехали, свернули на объездную дорогу. Она очень скоро превратилась в грейдер и, обогнув несколько унылых дачных кооперативов, прячущихся в промокшем насквозь сосновом лесу, вывела на ржавые рельсы узкоколейки. Путь лежал! Пусть слегка заросший травой, занесённый песком переливавшегося через полотно бурного дождевого потока, главное – рельсы есть! А значит, сможем мы по ним проехать на «пионерке», что слегка позвякивает на ухабах за передними сиденьями «уазика», в лесную даль… Сможем, если, конечно, закончится непогода, преследующая нас уже второй день экспедиции.

Холодный дождь молотил по лужам, оставляя на их взволнованной поверхности белые воздушные пузыри. Со стороны Белого моря дул порывами сильный штормовой ветер, клонил макушки низкорослых сосенок и берёз. Сфотографировав ржавую узкоколейку и успев в очередной раз вымокнуть, мы залезли в «уазик» и поехали в город. О ночёвке в палатке в такую погоду и думать не хотелось, нужно было искать гостиницу.

Дождь немного поутих, и нашему вниманию предстала панорама северного города. Дорога вела по берегу от души разлившегося болота с зарослями камыша, за которым в серой пелене возвышались современные многоэтажки. Въехав на залитые водой немноголюдные в этот воскресный день улочки Северодвинска, мы нашли первую попавшуюся гостиницу, и, обрадованные наличием в ней мест, потащили в номер мокрые вещи. И только развесив на всём, на чём можно, мокрые спальники, плащи, сапоги и телогрейки, приняв тёплый душ и наскоро перекусив консервами (не идти же в таком грязном и мокром виде в кафе!), вздохнули с облегчением. Дождь за окном уже не казался таким противным и безнадёжным, а экспедиция – «загубленной на корню», как вчера. Ничего! Согреемся, просушимся, а там и погода наладится. Весна сейчас всё-таки, а не осень! Впрочем, по календарю уже давно наступило лето – 24 июня, но здесь, на севере, похоже, всё-таки ещё весна!

Попивая горячий чай, вспоминали все ужасы попадания сюда, в Северодвинск. Из Москвы я и мои питерские коллеги – Александр Корсаков и Антон Максимов выехали вчера утром в отличном настроении. Пекло солнце, радовали глаз густая зелень деревьев, синь тихих лесных озёр. Покачивал тёплый ветерок высокие травы, цветы, порхали среди них разноцветные бабочки. За Вологдой, правда, резко похолодало, по небу поползли хмурые облака, начался унылый монотонный дождь. Но и это не мешало нашему продвижению на север. Мы готовы были и к холодам, и к дождям: знали ведь, куда ехали. Итак, пройдя 1100 км за 14 часов, в восемь вечера оказались в Брин-Наволоке – сети расположенных вдоль шоссе деревушек в 120 км от Архангельска. Здесь обсуждение планов о том, где ночевать – в Архангельске или Северодвинске, и прекратилось, потому что двигатель «УАЗа» внезапно заглох. По всем признакам наступило одно из самых страшных зол, которое с машиной могло приключиться: полетела текстолитовая шестерня распредвала. Бесполезно потратив около часа на попытку найти буксир под дождём на мокрой безлюдной трассе, мы занялись обследованием окрестностей. На удивление, в полукилометре от места остановки оказался маленький магазин запчастей, и там искомая шестерня была. Но для того чтобы её поменять, нужно было разобрать половину двигателя, снять картер.

А погода ремонту не способствовала. Дождь лил как из ведра, стрелка термометра к десяти вечера упала до +2оС. В одиннадцатом же часу с неба шёл уже не дождь, а подобие мокрого снега. Промочив всё, что можно, стуча зубами и крутя в темноте негнущимися пальцами гайки, мы всю ночь провели в луже ледяной воды под машиной. Уже под утро, достав из рюкзаков последние сухие вещи, напялили их на себя и кое-как устроились в тесной машине спать. Ночью двигатель мы так и не завели. Шестерня, как оказалось, была другого производителя, и метки на ней с метками на коленвале двигателя не совпадали. Утром, с открытием магазина, пришлось снова просить «в аренду» съёмник, переставлять шестерню. Наконец двигатель радостно заурчал. Спасибо Александру! Если бы он неделю назад не проделал то же самое на своём «уазике», мы вряд ли смогли бы осуществить этот ремонт в полевых условиях. Но вот мы всё-таки добрались до Северодвинска, в гостинице тепло и сухо, и ужасные впечатления последних суток начинают постепенно меркнуть на фоне совсем неплохой действительности.

Включив телевизор, посмотрели прогноз. Диктор местного архангельского телевидения сообщил, что дождевой фронт постепенно покидает Поморье и уже завтра погода улучшится. В подтверждение этого на горизонте, над окружающими город болотами, показалась полоса светлого неба. Пелена облаков прорвана, а значит, хорошей погоде быть! Оставив вещи сушиться в номере, мы решили предпринять вечернюю «разведку», чтобы найти главную станцию узкоколейной железной дороги и выяснить, сохранилось ли по ней движение..

ПРОДОЛЖЕНИЕ следует