ОРШИНСКАЯ ВЕСНА
Прислано admin на Января 03 2010 20:23:15
Сергей Костыгов

ОРШИНСКАЯ ВЕСНА

Когда на дворе воет зимняя вьюга, хочется вспомнить о лете. Помечтать, чтобы скорее пришла весна, зазеленела травка, защебетали птицы, запахло талой водой, на свет появились первые цветы весны – подснежники.

6 мая 2009 года коллектив совершил короткую однодневную вылазку в Оршу. Ту самую Оршу, что под Тверью, чтобы вдохнуть аромат весны и проехать на «пионерке» оставшиеся пути узкоколейки Оршинского торфопредприятия.

У депо нас встретили горы ржавой узкоколейной техники – тепловозы, ЭСУ, вагоны путеукладчика. Эти «остатки былой роскоши» принадлежали когда-то Васильевскому ППЖТ и торфопредприятию Орша-1, десятилетие назад добывавшему 300 с лишним тысяч тонн торфа в год. Десять лет назад стук колёс и гудки тепловозов были привычной атмосферой Орши. По блестящим путям узкоколейки бегали пассажирские и рабочие поезда производственных участков, оранжевые тепловозы ТУ7 тащили длинные грузовые поезда с торфом в Васильевский Мох. Дорога кипела, как муравейник. А сейчас – тишина, запустенье. На узкоколейке работает один-единственный тепловоз ТУ6А-1650. Вот он стоит с платформами на пути пилорамы, ожидая разгрузки привезённого откуда-то металлолома.

Пять лет назад Оршинское торфопредприятие было признано банкротом, последовала его ликвидация. Сейчас от пяти торфоучастков осталось лишь два, да и те дышат на ладан. На 2-м участке добычу ведёт организация «Селигерторф», она вывозит торф автотранспортом, не используя узкоколейку, на 4-м – ООО «Глобус», нынешний владелец узкоколейной дороги. «Глобус» осуществляет заготовку торфа для нужд сельского хозяйства, объёмы вывозки крайне малы и нерегулярны.

Представившись руководству, получаем разрешение на проезд по УЖД. Дорога вся «наша», иного движения за пределами станции не предвидится. Загруженная народом «пионерка», привычно тарахтя двигателем, покидает стрелки 1-го поста Орши и медленно катится по извилистым рельсам меж изгородей и огородов к 3-му угольнику. На дворе тепло, солнечно, в воздухе пахнет сыростью и жжёной травой.

От когда-то огромной сети внутримассивных путей Орши осталась одна дорога, ведущая на 4-й участок, к озеру Страдовня. Несмотря на неактивное движение тепловоза, путь накатан, в коридоре свежих ярко-зелёных берёз ведёт нас в туманную дымку, в недра болота Оршинский Мох.

За старыми разработками показались поля 2-го участка. «Селигерторф» готовится к новому сезону, несколько мужиков ковыряются в тракторах на производственной базе. Не доезжая до озера Барушевского, узкоколейка поворачивает налево, на 8-й путь. За коричневыми полями зеленеет полоска леса. За ним – спрятанное в глубине торфяников озеро. Вот и примыкание пути на 4-й участок. Рельсы Р24 сменяются на Р18, узкоколейка ныряет в низкорослый лесной массив.

В двухпутном разъезде торфоучастка стоит рабочая ЭСУ2а с путеукладчиком. Она приписана к болотам и находится здесь постоянно. За составом путеукладчика – нерабочий тепловоз ТУ8-073, кирпичное здание базы торфоучастка. С одной стороны базы расставлена в определённом порядке торфодобывающая техника: трактора, уборочные комбайны УМПФ, фрезерные барабаны, валкователи. На отдельной полянке собрались огромные окараванивающие машины, похожие на творения инопланетных цивилизаций.

С другой стороны от базы – озеро Страдовня. Огромное тихое торфяное озеро, на удивление – с песчаными берегами. И откуда посреди глубоких болот взялся песок? На берегах – старые кострища, следы рыбацких стоянок. Одна из них – обитаемая, около неё в лесу стоит самодельный полноприводный болотоходный агрегат с резиновой лодкой на крыше. Только так сюда и можно попасть, не прибегая к услугам узкоколейки.

Несмотря на начало мая, вода в озере оказалась тёплой. Озеро мелкое, прогрелось быстро. Устроившись на пикник у воды, мы развели костёр и открыли купальный сезон. Потрескивают сучья в костре, тихо плещется о пологие берега вода. Над пространством торфоразработок плывут редкие кучерявые облака. Спокойствие, умиротворение… Не хочется покидать это приятное место, но надо всё-таки доехать до конца узкоколейки. Тем более нам неизвестно, где конец пути, можно ли ещё проехать по «орбите» – закольцовке вокруг озер. Собрав вещи, процессия вальяжно бредёт к «пионерке».

С 8-го пути узкоколейка повела нас по «орбите» на 6-й путь, огибая озеро. Через километр влево пошло полотно снятой времянки, ещё через полкилометра в том же направлении пошла действующая времянка. Привела она на точку погрузки – к паре приземистых караванов торфа, у которых стояли состав порожних вагонов ТСВ и грейферный кран. За стрелкой времянки 6-й путь был давно не езжен. Ржавые рельсы на гнилых шпалах вросли в дёрн, насыпь заросла мелким кустарником. По такому пути можно было пройти только на «пионерке». Рельсы закончились через 2,5–3 км, в месте примыкания 6-го пути к 3-му. 3-й путь был недавно разобран, по насыпи в глубину болот шла расквашенная тракторами дорога.

Вернувшись к посёлку, мы исследовали сохранившийся участок 3-го пути от 3-го угольника на восток. Ржавый путь вышел на обгоревшее пространство болот и закончился спустя километр. Необследованной осталась одна дорога – старая магистраль, ведущая когда-то в Васильевский Мох. Движение по ней прекратилось летом 2004 года, после раздела железнодорожного хозяйства бывшего ППЖТ. По рассказам местных, в последующие годы часть перегона Оршино – Романово была похищена неизвестными лицами.


На 3-м угольнике раскорячилась порожняя платформа, сразу за ней начиналась длинная раскантовка. Дрезину пришлось прокатывать по шпалам метров 150–200. Наконец колея установилась. 2-й и 1-й угольники, а также внутримассивные пути, начинавшиеся от них, были разобраны. За 1-м угольником магистраль пересекла Денисовский канал, покинула пространство болот вошла в лес. Здесь мы и наткнулись на целые поляны ярко-синих подснежников. Между берёз и осин, коряг и пней буквально резали глаза шикарные россыпи первых цветов весны. С разбегу перемахнув канаву с мутной торфяной водой, мы устремились к ним с фотоаппаратами. Увы, фотографии никогда не смогут передать то, что мы видели своими глазами!

Рельсы закончились у моста через Северный Денисовский канал. Впереди уже просматривалась поляна разъезда Романово, и мы решили дойти до неё пешком. На бывшем разъезде лежали на боку три классных вагона с торчащими из окон трубами печек-буржуек. Было очевидно, что их повалили металлисты, воровавшие рельсы. Заодно они сдали в лом и самые тяжёлые вагонные части – тележки. С брошенных посереди леса вагонов открывался вид на уходящую в серо-зелёную чащу ольховника к разъезду Оршино насыпь узкоколейки. Насыпь без рельсов…!

29 декабря 2009 г.